Белый Раст
Название села Белый Раст несвойственно топонимике Подмосковья. Поселение находится на одной из возвышенностей в нескольких километрах от озера Нерского, на древней дороге, по которой еще Юрий Долгорукий водил свою дружину из Ростова, через Дмитров и Москву, в Киевскую Русь. Ростов Великий на берегу озера Неро, по словам летописцев, в 862 г. принадлежал Рюрику, знаменитому представителю германской группы языков. И если слова Неро и Нерское на языке племен меря, населявших в те давние времена прибрежные территории обоих озер, означают вода, озеро, то слово Rast во многих древних германских языках означает привал, отдых, стоянка.
С другой стороны, название населенных пунктов с корнем рост традиционно связывают со славянскими именами Рост (Ростислав, Ратислав, Растиц). А в межевой грамоте Ивана III неподалеку от Ермолинской земли и селом Хлябово находилось село Ратиславское (Ростиславское), из которого позже, по неизвестным причинам, часть жителей была переселена, и образовались Ростиславские выселки. А про село в писцовых книгах за 1627 г. указано: «В Вышегородском стане на пустоши, что было село Ротиславль, принадлежавшей к патриаршей домовой вотчине», церковное место церкви Николая чудотворца.
Первое документальное упоминание о селе Белый Раст находим в духовной грамоте царя Иоанна Васильевича (Грозного) за 1572 г., согласно которой он село Белой Рат (Раст) с деревнями, приписанное к селу Озерецкому, завещает своему сыну Федору Иоанновичу.
Из той же духовной грамоты узнаем, что прежде этого великий князь Василий III (отец Ивана Грозного) отдал по духовному завещанию свое село Белой Раст сыну Юрию Васильевичу (1532–1563), младшему брату Ивана Грозного, а после смерти Юрия — его жене — княгине Ульяне Палецкой. Летописные источники сообщают, что княгиня Иуллиания (Ульяна) была умна, хороша собой и благочестива. Овдовев, она постриглась в монахини в Новодевичьем монастыре, а позже перешла в Воскресенский Горицкий монастырь. В жесточайшие времена опричнины, по приказу царя Ивана Грозного, в 1569 г. княгиня Иуллиания вместе с Ефросиньей Старицкой была утоплена в реке Шексне, протекающей подле Горицкого монастыря. Но сразу же после убиения монахинь случилось чудо — все, кто был рядом, увидели, что именитые утопленницы плывут против течения Шексны. Княгини были погребены со всеми почестями, подобающими царским особам.
Известный русский ученый В. Татищев в своем труде «История Российская» пишет, что в 1618 г., когда под Москвой стояли войска польского королевича Владислава, претендующего на российский престол, видна была комета, отчего народ пришел в великий страх и хотел Москву королевичу отдать. С трудом удалось объяснить горожанам, что комета ничего страшно собой не явила, и потому народ удержали от паники. А стоял королевич Владислав некоторое время в дмитровском селе Рогачево, из которого его отряды совершали опустошительные набеги на всю округу. Пришли поляки и в Белый Раст.
«В Москве, — пишет В. Татищев, был тогда новокрещенный князь Михаил Мурзин. Сей, непрестанно из Москвы выезжая с малыми людьми, многих поляков побивал и в полон брал». Воевода князь Михаил Канай мурзин — храбрый воин, искусный полководец, знаменитый наездник, сын старейшего мурзы Ногайской орды. И сам Михаил Канай, и его отец во главе собственного отряда отважно действовали против поляков на стороне России. Вот и тогда, в 1618 г., князь Михаил поспешил со своим войском в Белый Раст «и нападши на польских посланных, многих побил и разогнал. Но королевич, уведав, послал от себя его перехватить, и напали на него неожиданно меж Озерецкого и Белого Раста множеством. Он же, жестоко бившись, многих еще побил, сам был убит».
Летописец сообщает об этом событии в приподнятом тоне: «И бышу у него с ними (поляками) бою велику», и что уподобился князь Михаил древним богатырям.
Возможно, с этой героической гибелью в бою за Белый Раст незримыми нитями связано и название храма в самом селе — в честь Михаила Архангела.
В приходной окладной книге Патриаршего Казначейского. Приказа от 1628 г. написано: «новоприбылая церковь во 135 г. (1627) Архистратига Михаила села Белаго Раста дани 2 алт., по наказу гривна, и апреля в 8 день, на нынешний 136 г. те деньги взято». По писцовым книгам 1631—1633 гг. показано: «пашни церковной земли 4 четьи, да лесом поросло 9 четьи в поле, сена под селом у прудца 15 копен, да по оврагу Бяколовскому 15 копен».
В 1654 году царь Алексей Михайлович жалованной грамотой передал село Белый Раст с угодьями в вотчину патриарху Никону, а в 1676 г. взамен обветшавшего храма в Белом Расте была построена новая церковь в честь Архистратига Михаила.
Новый храм простоял недолго, он был уничтожен пожаром от молнии, ударившей во время грозы в церковную колокольню. А в 1686 г. «ноября в 7 день святейший патриарх Иоаким в Белом Расте святил новопостроенную церковь во имя Архангела Михаила, преславного чуда, и по освящении и по божественной литургии пожаловал тоя церкви попу Петру с церковными причетники на молебен полтину».
По указу патриарха Иоакима для обустройства храма было выдано из казны напрестольное Евангелие 1628 года, обложенное красным бархатом, и отдано попу Петру Ларионову.
На другой день после освящения храма патриархом Иоакимом было выдано «иконного ряду торговому человеку, что у него куплено в приселке Белаго Расту, в новопостроенную деревянную церковь Михаила Архангела за деисус 14 рублев».
В 1690 г. поп Петр Ларионов вместе с прихожанами купил колокол для Архангельской церкви в село Белый Раст.
Переписные книги 1701 г. дают полное представление о том, как был украшен храм Михаила Архангела в Белом Расте: «В церкви двери царские и сень писаны красками в оклад, оклад серебряный басменый, на евангелистах шесть венцов, серебряные вызолочены, по правую сторону царских дверей: образ Всемилостивого Спаса стоящий писан красками, по полям оклад серебряный басменый, на Спасителеве образе риза и венец и гривенка гладкой серебряной, вызолочен, вверху у ангелов и в подножии у Сергия и у Петра венцы серебряные вызолоченные, образ чуда Архангела Михаила на полях оклад серебряный басменой, венец с короною и гривенка с камешками простыми, разные вызолоченные, ожерельеце малое жемчужное, на том же образе тринадцать венцов небольших разные, гривенка басменая, да пять венцов с гривенками ж, по другой стороне царских дверей:
Образ Пресвятой Богородицы Казанской в медном окладе, убрус камчатый красный вышит и ожерелье шито золотом и серебром, образ Николая чудотворца в серебряном окладе, серебряные венцы и гривенка, украшены камешками. У тех местных икон киоты посеребрены и вызолочены. Перед местными иконами три подсвечника деревянные большие круглые, писаны красками разными, лампада медная большая. У местных икон четыре пелены большие, в том числе у Спасова образа камчатая красная, у Архангела камчатая рудожелтая.
В церкви ж в четырех окошках четыре окончены большие слюдяные. На колокольне шесть колоколов».
В 1709 г. священник церкви Михаила Архангела Петр Ларионов с прихожанами подали прошение в синодальный Казенный приказ, в котором сообщали, что в построенной 26 лет назад деревянной церкви прохудилась кровля, а перекрыть ее за скудостью нечем. Еще Петр Ларионов добавил, что когда строили каменную церковь в селе Озерецком, то с приходских людей села Белого Раста собирали на то строительство деньги, и теперь прихожане Белого Раста вместе со своим священником просят с приходских людей села Озерецкого собрать деньги на ремонт кровли в их храме.
Прошение было уважено, и на то из Казенного Патриаршего Приказа управителю села Озерецкого Алексею Сурмину было прислано распоряжение.
Почти 70 лет село Белый Раст было патриаршим (при Петре I институт патриаршества в России был упразднен). В 1722 г. бывшее патриаршее село Белый Раст было пожаловано преосвященному Феофану (Прокоповичу) архиепископу Псковскому и Нарвскому.
Феофан (Прокопович), будучи студентом и перейдя из православной веры в католическую, пешком обошел всю Европу, учился в разных странах разным наукам. Разочаровавшись в католичестве, Феофан вернулся в Киев и снова обратился в православие. Своими глубокими познаниями в философии и богословии, уникальным проповедническим даром снискал признание среди влиятельнейших людей того времени, а потому был вызван в 1716 г. Петром I в. Петербург, а в 1721 г. назначен первым вице-президентом Святейшего Синода. Когда в 1736 г. архиепископ Новгородский Феофан скончался, то переданное ему в дар Петром I село Белый Раст было возвращено в казну.
По данным на 1766 г. в селе Белый Раст Московского уезда проживали 179 жителей.
Ну, а сельская деревянная церковь в честь Михаила Архистратига прослужила православным до 1812 г. В августе была сожжена Москва, а в сентябре в пожаре в Белом Расте сгорела Архангельская церковь. При расчистке сгоревшего храма, среди пепелища, была найдена уцелевшей от огня деревянная аналойная икона с изображением Чуда архистратига Михаила в Хонех. И это тоже было чудом.
Новый храм, уже каменный, на который селяне долго собирали средства и материалы — изготавливали и обжигали кирпич — было решено построить в стороне от прежнего (дважды горевшего) — на погосте, где были похоронены местные священники и жители.
В 1880 году по проекту В. И. Соколова, на средства прихожан и жителей села, был построен каменный храм Михаила Архангела, освященный в 1883 году. За недостаточностью средств, в нем был временно установлен иконостас из разобранного за ветхостью деревянного храма, простоявший до 30-х годов 20 в.
После 1917 года наступил период разрушения церквей, летом 1931 года было отдано распоряжение снести самый большой православный храм в России — храм Христа Спасителя, возведенный в память и благодарность о победе русского народа в войне 1812 г. На месте разрушенного храма решено было построить гигантский Дворец Советов с 75-метровой статуей Ленина. Зимой этого же года храм был взорван. Итальянский мрамор «ушел» на оформление станций метро «Кропоткинская» и «Парк культуры». Но вот два боковых иконостаса продолжили свою жизнь не в метро и не на ступенях какого-либо учреждения, а в православном храме села Белый Раст. А случилось вот что.
Во время разрушения храма Христа Спасителя на разборке внутреннего его убранства были задействованы двое жителей Белого Раста, прихожан Архангельского храма. Они и сообщили церковному совету в селе о возможности приобретения иконостаса.
1931 год вошел в историю России, как один из самых голодных, когда вымирали целые села и деревни. Но прихожане Архангельского храма из Белого Раста даже в это голодное время собрали, кто, сколько мог, зерна, и отвезли его на продажу в Москву. На вырученные деньги они, как простой камень, выкупили два боковых мраморных иконостаса из храма Христа Спасителя и на телегах перевезли в село. Потом из двух бесценных частей был изготовлен один целый иконостас на 3 придела храма. Он и поныне стоит в храме Михаила Архангела, укрепляя своими намоленными камнями нашу православную веру и нашу гражданскую память о тех героях войны 1812 г. с Наполеоном, в память о подвиге которых был создан Храм Христа Спасителя. Может быть, благодаря этой памяти и вере, церковь Михаила Архангела в 30-е годы прошлого столетия стала одной из семи не закрывавшихся церквей Дмитровского района.
Хотя делалось все, чтобы уничтожить храм в Белом Расте. Так перед началом Великой Отечественной войны местные коммунисты скинули с него колокола, устроенные усердием их дедов и отцов.
Сегодня храм восстановлен, его центральный престол посвящен Михаилу Архангелу, правый — апостолам Петру и Павлу, левый — Владимирской Божией Матери.
В храме совершается богослужение по воскресным и праздничным дням — почти 120 дней в году.
Но вернемся к истории села Белый Раст.
По данным на 1859 г., в селе насчитывался 661 житель, и было сельское правление. В 1899 г. — 483 жителя, и работало земское училище. Есть интересные сведения за 1904 г., рассказывающие о том, как крестьяне Белого Раста пытаясь заработать на несельскохозяйственном труде, решили открыть небольшое медное производство и приобрели ручные прессы, потратились, но дело пошло плохо. Кто-то из крестьян, оставив в поисках лучшей жизни сельскую жизнь, отправился на заработки в Москву и там, работая медниками, получали чистого дохода до 13 рублей в месяц. А девушки в Белом Расте заняты были на деликатном перчаточном промысле. Но и в перчаточном производстве ручной труд вскоре был вытеснен машинами.
В 1926 г. село Белый Раст административно относился к Трудовой волости Московского уезда. В нем было 128 крестьянских дворов и еще 12 прочих, в селе проживали 640 жителей, работала школа и сельсовет. То есть, не смотря все революционные ситуации, жители Белого Раста занимались в большинстве своем сельским хозяйством, может, потому и смогли собрать хлеба на каменные иконостасы из храма Христа Спасителя.
В Великую Отечественную войну Белый Раст, Зарамушки, Никольское были заняты немцами. Среди материалов Нюрнбергского процесса (1945- 1946), свидетельствовавших о преступлениях и зверствах, совершенных гитлеровцами во время войны 1941–1945 гг., был приведен факт жестокого убийства Володи Ткачева.
В документах говорится, что в селе Белый Раст Краснополянского района группа пьяных солдат поставила на крыльце одного из домов в качестве мишени двенадцатилетнего Володю Ткачева и открыла по нему стрельбу из автоматов. Мальчик был буквально изрешечен — его тело было прострелено 21 пулей. После этого изверги открыли беспорядочную стрельбу по окнам деревенских домов. Шедшую по улице колхозницу И. Мосолову с тремя своими детьми они остановили и тут же расстреляли. Об этом злодеянии впервые сообщили 15 декабря 1941 г. в сводках Совинформбюро, там же говорилось, что в селе Зарамушки фашисты расстреляли колхозницу Метлову 67 лет, Голощекину Екатерину 60 лет, Соколову Аграфену 40 лет, Корднова Якова — 58 лет и других, а раненных красноармейцев, захваченных в деревне Овсянниково, фашисты расстреляли и вырезали у них на щеках красные звезды.
Можно понять, с какими чувствами шли в бой наши воины — спасти и отомстить, и если надо — жизнь отдать!
Освобождала Белый Раст, Зарамушки, Никольское 64-я отдельная морская стрелковая бригада в составе 20-й и 1-й Ударной армий.
Бой за Белый Раст
Когда 5–6 декабря 1941 г. под Москвой советские войска перешли в контрнаступление, 64-я отдельная морская стрелковая бригада получила задание совместно с 24-й танковой бригадой овладеть районом Никольское — Белый Раст — Зарамушки, обеспечивая правый фланг армии, и одним батальоном содействовать в уничтожении противника в районе Красной Поляны.
Белый Раст расположен в 35 километрах от Москвы, лежит на холме, у развилки Рогачевского и Дмитровского шоссе. Гитлеровцы, используя выгодные условия местности, создали здесь сильный опорный пункт обороны. Они сосредоточили в селе более полка 23-й немецкой пехотной дивизии, танки, минометы и артиллерию.
В развернувшихся трехдневных боях с противником за Белый Раст моряки и танкисты показали высокое воинское мастерство, проявили массовый героизм. Первыми в село ворвались разведчики. Заняв его окраину, они отразили несколько атак, но долго не смогли противостоять превосходившим силам противника и отошли.
В ночь на 6 декабря в наступление на врага пошла рота автоматчиков при поддержке 10 танков. Возглавил наступление батальонный комиссар Г. Лихоманов. Ликвидировав боевое охранение, автоматчики и танкисты перебили до роты пехоты противника, уничтожили несколько танков и орудий и взорвали 7 цистерн. Но вынуждены были отойти, так как два батальона моряков, наступавшие со стороны деревни Кузяево, задержались и одновременной атаки не получилось. Только 7 декабря после непрерывных атак частей 64-й морской бригады во взаимодействии с 24-й танковой бригадой удалось окончательно сломить сопротивление гитлеровцев и овладеть Белым Растом.
Выдающийся подвиг в бою за Белый Раст совершил балтиец старшина 2-й статьи Андрей Федоров. О нем вспоминал И. М. Чистяков, бывший командир бригады, в то время полковник.
«Отбивая дом за домом, моряки продвигались вперед, и вскоре почти все село было в наших руках. Только в каменном доме, стоявшем на отшибе, еще сидели вражеские пулеметчики. Своим огнем они прикрывали дорогу, по которой отходили фашистские войска. Наши воины залегли. Тогда старшина Федоров пополз по снегу к дому». Немцы заметили его, начали стрелять, Федоров был ранен, но дополз до цели, бросил две гранаты, но они, не долетев, взорвались перед окном. Осталась последняя граната, тогда моряк сбросил каску, достал из кармана бескозырку и надел ее. Потом поднялся во весь рост и швырнул последнюю гранату в окно дома.
«Герой не слышал разрыва гранаты и топота ног своих товарищей, поднявшихся в атаку. Он лежал, широко раскинув руки, и на груди его, на белом халате, как боевые ордена, алели пятна крови…».
При освобождении Белого Раста геройски сражались 33 морских артиллериста во главе с младшим политруком Алексеем Леоновичем Дуклером. 6 декабря в ходе боя они попали в окружение и оказались отрезанными от своих сил. Оценив обстановку, моряки решили занять крайний дом села, там укрепиться и обороняться до подхода частей бригады. Свою единственную противотанковую пушку они разместили в находившемся рядом с домом сарае.
Гитлеровцы предпринимали атаку за атакой, пытаясь штурмом взять «матросскую крепость», но их встречал автоматный огонь. Расчетливо и точно стрелял из орудия сержант Г. Литвинов. Враг нес большие потери. Боец А. Коблов залез на крышу дома и метким броском противотанковой гранаты подбил один вражеский танк.
Потеряв до взвода солдат и всякую надежду сломить сопротивление моряков, гитлеровцы решили сжечь их заживо. Они стали поджигать соседние дома, откуда дул ветер. Клубы густого дыма повалили в сторону артиллеристов. Дым ел глаза, мешал наблюдать за противником. Наступили сумерки. Кончались снаряды, гранаты, автоматные патроны. Было принято решение под прикрытием темноты и дыма по 2–3 человека скрытно отходить.
Командование высоко оценило подвиг младшего политрука А. Л. Дуклера, он был награжден орденом Красного Знамени. Боевых наград удостоены и другие моряки, в их числе и краснофлотец А. А. Коблов, подбивший фашистский танк.
В Белом Расте враг понес большие потери. Улицы были усеяны трупами фашистов. Стояли подбитые танки и автомашины. Повсюду валялось брошенное оружие и боеприпасы.
Семь дней пробыли оккупанты в Белом Расте, после них остались сожженные дома, пустые дворы, окровавленный снег… На пороге своего дома лежала с разбитой головой женщина. Возле нее сидели опухшие от слез двое детей. Женщину убили топором только за то, что обер-фельдфебель предположил, что она — жена красноармейца. На противоположной стороне улицы тоже труп женщины. Она была убита потому, что, не зная немецкого языка, не смогла ответить на вопрос гитлеровского солдата…
В Белом Расте нашими воинами было захвачено 2 тяжелых и 6 средних танков, 29 автомашин, 10 бронемашин, 7 орудий, 8 ручных пулеметов и другие виды оружия и техники. Противник на поле боя оставил не менее 200 трупов солдат и офицеров.
Характеризуя боевые действия 64-й отдельной морской стрелковой бригады в тот период, начальник штаба 20-й армии генерал Л. М. Сандалов отмечал: «Быстрым захватом Белого Раста бригада дала возможность другим частям, атаковавшим Красную Поляну, освободить ее от фашистов».
Таким образом, Белый Раст стал отправной точкой, от которой наши войска погнали немцев от Москвы в обратном направлении.
Местные жители в течение нескольких месяцев после освобождения села собирали тела погибших наших воинов и захоронили их в три кольца диаметром 50 м вокруг храма и часть отдельно в братскую могилу при входе в церковный двор. Здесь, в Белом Расте, на братской могиле в 1942 г. был установлен первый памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне. Памятник воздвигнут воинами бригады под руководством воентехника 2 ранга Г. Ф. Арлашкина по проекту краснофлотца Н. И. Деодорова.
Открытие памятника состоялось 1 ноября 1942 года. Выступая на митинге, Г. Ф. Арлашкин поклялся, что будет сражаться с врагом так же беззаветно, как сражались его погибшие товарищи. Он остался верен своему слову. Его мужество и стойкость в боях в конце войны были отмечены присвоением ему высокого звания Героя Советского Союза.
В 1969 г. памятник был реставрирован. На стеле изображена группа моряков в неудержимом порыве атаки, у основания памятника якорь, перевитый цепью (архитектор А. Ястребов) На памятнике высечены слова:
«Здесь похоронены солдаты, матросы, сержанты, старшины и офицеры 64-й отдельной морской стрелковой и 24-й танковой бригад, погибшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками в декабре 1941 г.».
Каждый год, 6 декабря на Братской могиле проводится Торжественный митинг памяти, а в 2010 г. в Белом Расте состоялось важное для всех сельчан событие — на месте захоронения павших героев был открыт мемориальный комплекс.
Сегодня в благоустроенном и ухоженном селе Белый Раст постоянно проживает 152 человека, работает почтовое отделение, действует фельдшерско-акушерский пункт.
Вид на село Белый Раст
Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Email комментаторов не публикуется.