Спас-Каменка
Двойные названия носят села, получившие свое второе прозвище от наименования своей сельской церкви. Спас-Каменка на реке Каменке в 15 в. принадлежало Рогозе Терентьеву, у которого было куплено, вместе с деревнями, Василием Дмитриевичем Ермолиным, известным архитектором 15 в. Ермолин продал Спасское, своему зятю Дмитрию Васильевичу Бобру. В 1463 г. Бобр получил от князя Юрия Васильевича на село Спасское несудимую грамоту. «Се яз князь Юрий Васильевич пожаловал есм Дмитрия Васильевича Бобра. Что его село Спасское в Вышегородском стане с деревнями и с пустошами, и хто у него в том селе и в деревнях и на пустошах иметь людей жить, старожилцев или пришлых инокняжцев, ино Дмитрию и тем всем его людям не надобно им моя дань на три года. Так же не надобно им впрок никоторые пошлины ни ям, ни подвода, ни мыт, ни тамга, ни восьминичье, ни костки, ни явленное…, ни коня моего кормить, ни лугов моих не косят, ни портного не дают, ни к соцким, ни к десяцким с тяглыми людьми не тянут…, ни двора волостелева не ставят. А наместники мои дмитровские и волостители вышегородские и их тиуны к Дмитрию Васильевичу в то село и в деревни, и на пустоши к его людям не высылают, ни по что ни кормов на них не емлют (не требуют), не судят их ни в чем, опричь (кроме) одного душегубства (убийства)».
В первой половине 17 в. (с 1627 г.) Спасское принадлежало Никите Наумовичу Беглецову, как «закладная вотчина, что ему заложил Афанасий Григорьевич Бобров старинную вотчину село Спасское на реке на Каменке». В селе была церковь Преображенья Господня и Спаса Иисуса Христа, да приделы Иоанна Предтечи и св. мученицы Параскевы Пятницы. Храм деревянный, «верх шатром, стоит без пения (служба не ведется), в нем образы — деисус, праздники, и пророки, и двери царские, а риз, и книг, и колоколов и всякого церковного строения нет. Пашни церковной худой земли 20 чети, сена 8 копен, да в селе 2 двора крестьянских». Это опустошение, когда от села осталось только два дома, говорит о том, как обезлюдел Дмитровский уезд после Смутного времени и польско-литовского нашествия.
Церковная земля отдавалась в пользование под оброк разным людям, а оброчные деньги платились в патриаршую казну.
Затем, как пишут историки Холмогоровы, в Спасском была построена новая церковь. Никита Наумович Беглецов — глава Земской приказа (1645 г.), городовой сын боярский (записан по Дмитрову до 1629) (Земский приказ занимался управлением Москвой, охраной порядков в Москве и некоторыми другими городами). Никита Беглецов начал службу при дворе Василия Шуйского с окладом в 18 руб., продолжил во Втором ополчении, а закончил с денежным окладом в 70 рублей и с земельным окладом в 800 четей (400 га).
После Никиты Беглецова Спасским владела в 1648 г. его дочь Анна, бывшая замужем за Иваном меньшим Стрешневым.
В 1659 г. по грамоте царя Алексея Михайловича подьячий Поместного приказа Михайло Минин, приехал в Дмитровский уезд, и не доезжая вотчины Никиты Наумова сына Беглецова села Спасского и деревень с пустошами, взяв с собой сторонних людей, приехал в село Спасское и переписал все вотчинное строение. Записал, сколько хлеба намолоченного и сколько в амбарах, сколько в том селе деревянных домов крестьянских и бобыльских, а переписав, отказал село Спасское на реке Каменке во владение окольничему Федору Кузьмичу Елизарову.
А в селе две церкви — Спасо-Преображенская и Рождества Богородицы.
В храме Всемилостивого Спаса Боголепного Преображения два придела: пречистой Богородицы Одигитрии и Усекновения Главы Иоанна Крестителя. Образа святых в церкви были обложены серебром, венцы резные, с каменьями, напрестольный крест серебряный с мощами, евангелие напрестольное с серебряными застежками, украшено серебряными резными образами евангелистов.
Другая церковь Рождества Богородицы была теплой, с приделами Николая Чудотворца и Александра Свирского, в ней тоже святые образа обложены серебром. При церкви колокольня на столбах с пятью колоколами. Обе церкви и колокольня построены были Никитой Беглецовым.
В селе Спасском помимо дворов попа, дьяка и пономаря находилось имение, построенное Беглецовым — с дубовым погребом, кухней, конюшней, была изба приказчика, скотный двор. Вокруг хозяйского дома был разбит большой сад, в котором переписчики насчитали 50 яблонь, 70 вишен. Да за оградой стояло 3 амбара с зерном, полные ржи, овса, ячменя, пшеницы. В селе насчитали 8 крестьянских дворов, пруд, за селом две мельницы. А еще к Спасскому была приписана деревня Тефаново на реке Каменке, в то время безлюдная.
В 1659 г. Федор Кузьмич Елизаров продал село Спасское князю Якову Куденетовичу Черкасскому, а потом владел селом его сын Михаил.
Михаил Черкасский — выходец из кабардинских князей, стольник, воевода в Новгороде, Тобольске, глава надворной боярской комиссии, с 1691 г. — глава палаты расправных дел.
В приходных книгах за 1673 г. записано «церковь, вновь построенная на пустовой старой оброчной земле, Преображения Спасова в вотчине Михаила Яковлевича Черкасского в селе Спасском».
В 1727 г. князь Алексей Михайлович Черкасский заложил вотчину свою в Дмитровском уезде «своячине своей», княгине Прасковье Юрьевне Трубецкой, жене Петра Семеновича Салтыкова, и за ней утверждено отказною книгой 1745 г., в которой говорится, что в селе церковь деревянная с колокольней, на ней 4 колокола.
В 1769 г. село Спасское Дмитровского уезда — владение графа Петра Семеновича Салтыкова, 56 жителей.
Еще в 1764 году известный деятель елизаветинской эпохи, генерал-фельдмаршал и главнокомандующий в Семилетней войне, П. С. Салтыков, назначенный московским генерал-губернатором, переезжает на жительство в Москву и начинает заниматься благоустройством своих имений. В том же году, 16 мая, было подано прошение в Дмитровское духовное правление о ремонте старой обветшалой деревянной церкви в селе Спасском и постройке новой, каменной.
Историк Соловьев о Салтыкове писал: «Иностранцы и свои отзывались о нем одинаково, что это предобрый, обходительный, ласковый человек, но простой солдат, никогда не командовавший в действующей армии». Однако, именно под его руководством русские войска одержали блестящие победы над прусской армией, возглавляемой выдающимся полководцем Фридрихом II при Пальциге и Кунерсдорфе. По указу императрицы Елизаветы Петровны были отчеканены рубли с изображением П. С. Салтыкова. Карьера С.П. завершилась трагически уже при другой императрице — Екатерине II. Во время эпидемии чумы в Москве 1771 г., затянувшейся на полгода, когда в сутки умирало более 800 человек, и остановить это бедствие московский генерал-губернатор Салтыков своим личным присутствием никак не мог, устав от ежедневного ужаса, он, отправив императрице донесение, оставил столицу на несколько дней и уехал для передышки в Марфино. Екатерина ему этого не простила, обвинила в служебном несоответствии и освободила от должности. Говорят, что Салтыков не вынес позора и умер, а ему, попавшему в немилость, не оказывали подобающих его высокому званию почестей при захоронении. И лишь его ученик, граф Петр Иванович Панин, стоял в почетном карауле у гроба русского полководца. Узнав об этом, Екатерина пошла на попятную и прислала в Марфино для почетного караула роту Преображенского полка. Так закончился жизненный путь П. С. Салтыкова.
В клировых ведомостях за 1838 г. про Церковь Преображения Господня сказано, что построена в 1764 г. тщанием покойного Петра Степановича Салтыкова. На закладных кирпичах в кладке свода храма стоит дата 1770, а в кладке колокольни — 1771.
В приход Спасской церкви входили село Спасское, деревни Тефаново, Трутнево, Лупаново и Зараменье, принадлежавшие Салтыковым, а также расположенное поблизости сельцо Хорошилово Нееловой.
По резолюции митрополита Филарета (Дроздова) в 1829 г. в Спасской церкви устроено печное отопление. В начале 20 в. вокруг Преображенской церкви построена прямоугольная в плане ограда с каменными столбами и металлическими решетками (проект 1911 г.) и реконструирована система отопления. Небольшая, одноглавая, каменная Преображенская церковь в стиле раннего классицизма с отголосками барокко с трапезной и колокольней имеет продольно-осевую композицию и состоит из бесстолпного безапсидного храма в виде вытянутого по продольной оси четверика небольшой трапезной и невысокой двухъярусной колокольни.
Все части здания объединяет и общий декоративный мотив обработки стен вертикальными филенками, в которых помещены окна с подоконными и надоконными рельефными «досками». Окна имеют плоские ленточные белокаменные наличники.
На кладбище возле церкви был похоронен действительный статский советник И. П. Бестужев-Рюмин, родной брат декабриста М. П. Бестужева-Рюмина, князь Иван Федорович Звенигородский.
Преображенская церковь была закрыта во второй половине 1930-х гг. и некоторое время здание использовалось для нужд местного колхоза. Сейчас храм восстанавливается.
Но вернемся к истории села Спас-Каменка. В 1838 г. Спасское — владения графини Софии Владимировны Паниной, дворовых людей 17 человек, крестьян 143 человек, к Спасскому относятся ее же вотчина деревни Тефанова, Лупаново и Зараменье.
В клировых ведомостях с 1847 г. по 1874 г. Спасское находится во владении графа Виктора Никитича Панина. В 1890 г. в нем проживает 147 жителей, и работают тесемочные фабрики московского мещанина Ивана Терентьевича Коноплева с 8 рабочими, крестьянина Игнатия Петровича Петрова с 5 рабочими и крестьянина Сергея Федоровича Логинова (6 рабочих, которыми управляют сами владельцы.
До начала 20 в. в Спас-Каменке ежегодно проводилась сельскохозяйственная ярмарка.
В 1900 г. в Спасском на Каменке открыто земское училище (попечительница — графиня Софья Владимировна Панина, законоучитель — священник о. Цветков, учитель — Семен Петрович Иванов). В 1911 г. Спасское (Каменка тож) (принадлежит М. Н. Большакову), в нем 27 дворов, земское училище, при котором открыта бесплатная народная библиотека, (учительница Мария Константинова Цветкова) и бумаготесемочные фабрики: Ильи Степановича Сухова (8 работников, открыта в 1909 г.), Сергея Федоровича Логинова (30 работников, открыта в 1892 г.), Любови Александровны Молочниковой (10 работников, с 1872 г.), Анастасии Матвеевны Потемкиной (1 4 работников, открыта с 1898 г.).По данным на 1923 г. в Спас-Каменке проживают 220 человек, есть школа, сельсовет, районный ККОВ, пожарная дружина.
По состоянию на 2011 г. в Спас-Каменке проживают 16 человек, но совсем рядом от деревни построен на берегу большого озера современный коттеджный поселок с одноименным названием. Так на территории некогда бывших графских земель теперь может отдохнуть любой желающий, и для этого необязательно быть графом.
Вид на Спас-Каменку, 2009 г.
Богослужение в возрождаемом Преображенском храме, 2011 г.
Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Email комментаторов не публикуется.