Перейти к содержимому

Икша

поселок икша дмитровский район московская область

Современная Икша — одно из самых молодых поселений Дмитровского района. Первоначально населенный пункт назывался рабочим поселком Икша, и возник рядом с железнодорожной станцией Икша Савеловского направления и гвоздильным заводом на реке Икша. А еще раньше на месте гвоздильного завода был брод через речку Икшу на старом тракте из Москвы в Дмитров, а возле брода водяная мельница Дмитровского Борисоглебского монастыря. Речка в этом месте была перегорожена плотиной, и из хозяйственных построек при ней находился добротный бревенчатый дом и амбар.

Борисоглебский монастырь Икша

Незаселенные земли, на которых был построен поселок, долгое время входили в состав земельных угодий села Игнатова, и вместе с ним являлись церковной (патриаршей) вотчиной. Левобережная часть реки Икша (урочище Репчиха), расположенная на 44 м выше террасы, по которой текла река (по ней пустили трассу канала), с давних времен была известна близким расположением к поверхности громадных валунов различных пород. Когда в 1870 г. началось строительство шоссе Москва — Дмитров, то добыча булыжного строительного камня для жителей села Игнатова стало основным промыслом.

В лесу в окрестностях современной Икши игнатовцы искали места, где лежит камень, рыли котлованы, всяк по себе и без особых наделов, и, сняв крепкий глинистый слой, извлекали тяжелый булыжник на поверхность. После чего грузили в колымагу и везли на шоссе, где и принимали у них этот камень. Помимо камня бывшие крестьяне занимались добычей гравия и песка для шоссе. Именно южнее станции Икши были тогда разработаны карьеры, богатые горным песком.

Добыча икшинского камня увеличилась с началом строительства Савеловской железной дороги в I897–I900 гг. Природные богатства окрестностей пошли в Москву вагонами, и немало московских улиц замощено икшинским камнем. Добыча песка, гравия и камня в районе Икши и способствовало рождению поселка. К 1907 году поселок Икша состоял из построенных вдоль шоссе и железной дороги: станции Икши, двух пристанционных зданий, водокачки, водонапорной башни, двух трактиров с магазином, кузницы, монастырской мельницы и нескольких домов. Всего 14 зданий.

Один из старожилов пристанционного поселка, Романов Афанасий Никитич, разбогатев как приказчик Гонсовского, вскоре организовал в районе села Игнатова и станции Икша производство по добыче торфа (с 1906 г.), при котором содержал 60 человек наемных рабочих.

Познакомившись во время охоты с мельником Кубышкиным, при его содействии и при поддержке немецких фирм в Москве Тильманса и Эриксона, предприимчивый механик Яхромской фабрики Юлиус Вильям Пеге самовольно основал в 1907 г. на месте мукомольной мельницы Дмитровского Борисоглебского монастыря на реке Икша гвоздильный завод. Для этого Пеге, поставив водяную турбину, приспособил механизм водяной мельницы под гвоздильное производство. При дальнейшем расширении завода в 1909 г. в помощь турбине было установлено водяное колесо, а в 1910 году — небольшой нефтяной двигатель. В 1910 году выстроена казарма для рабочих, через год — каменный корпус для гвоздильного отдела, еще через год установлен паровой локомобиль системы Вольфа, а в 1913 г. возведен тянульный каменный корпус. Работал завод в две смены, имел около 100 человек рабочих. С июля 1915 г. по декабрь 1917 г. завод выпускал колючую проволоку для военно-инженерного ведомства. Оборудован был завод на производительность 5000 пудов железных гвоздей, 8600 пудов проволоки в месяц. Фактически давал в месяц 4500 гвоздей, 4800 проволоки.

В 1913 г. Икша уже значится поселком, в котором был гвоздильный завод и 3 чайные лавки.

В 1918 г. проезд из Москвы до станции Икша стоил 50 коп. разовый в 3 классе, а дневной заработок подносчика основ на Яхромской фабрике составлял 55 коп.

По данным на 1924 г. на станции Икша и проволочно-гвоздильном заводе (в общежитии) проживали 161 человек, действует смешанная рабочекрестьянская ячейка РКП (б), ячейка РКСМ, работает электростанция, есть рабочий клуб, кинематограф при рабочем клубе, библиотека, сельхоз трудовая артель «Родная доля», механическая мельница и крупорушка, рабочий кооператив, приемный покой, почтовое отделение, пожарная дружина, с 1927 г. в поселке открыта школа.

Когда в 1932 г. в районе станции Икша начались работы по строительству канала им. Москвы, то трасса нового гидросооружения должна была пройти по руслу реки Икша и по ее левому берегу — по самой сердцевине молодого пристанционного поселка. А потому часть участка шоссе Москва — Дмитров и поселок перенесли выше от трассы, вверх на холм, где они сейчас и находятся. Бывшая монастырская мельница, а в то время гвоздильный завод, были разрушены, на их месте выстроен шлюз № 6. Плотина, перегородившая реку Икшу, создала красивейшее в Подмосковье Икшинское водохранилище, а выстроенный заново на гребне холма поселок, в 1939 г. получил название рабочий поселок Икша, в состав которого была включена и деревня Ртищево (с 1930 г. — колхоз «Ртищево»).

Памятник летчиам Икша

В ноябре 1941 г. немецкие войска были остановлены в 3 км от Икши, поселок, оказавшись в зоне военных действий, был подвержен значительным разрушениям. Когда в декабре вражеские войска были оттеснены нашими войсками за пределы Дмитровского районе, близ Икши остались могилы павших в боях советских воинов. Вечная им память!

Земля Икши богата родниками. Один из них был облагорожен — появились дорожка с твердым покрытием, сквер, проведено освещение.

Сегодня Икша — это административный центр городского поселения Икша, здесь находится администрация поселения. Тем, кто не был здесь последние несколько лет, Икшу не узнать! Построен детский сад «Огонек», капитально отремонтированы Дом культуры, школа, поликлиника, фасады домов по улицам Комсомольская, Рабочая, Икшанская, Садовая, полностью заменена теплотрасса на улице Инженерной. Хорошие современные дороги, благоустроенные придомовые территории, освещенные улицы, ухоженные памятники, подъезды в домах, украшенные цветами и картинами, новый ФОК, достаточное число мест в детских садах, детские площадки — кругом порядок и чистота.

Современная Икша похожа на аккуратный европейский городок, в котором ценят каждую «копейку» и тратят ее на пользу общего дела — чтобы жителям было комфортно жить и работать в своей любимой Икше.

Чиатйте также Статьи про Икшу, дополнительные интересные исторические (и не только) факты, возможно, будут вам любопытны.

икша

Панорама современной Икши

Добавить комментарий

Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Email комментаторов не публикуется.