Канал имени Москвы
Яндекс.Погода
Канал имени Москвы (канал Москва – Волга)

Канал имени Москвы соединяет реки Москву и Волгу. Канал расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по Москве. Длина канала 128 км, ширина по поверхности 85 м, по дну — 45 м, глубина 5,5 м. Канал дает Москве более 60% всей потребляемой питьевой и промышленной воды.

— Ты помнишь как всё начиналось? Волоком!

Сегодня мало кто желает знать, что:
Планы «модернизации» торговых путей центральных областей России и, прежде всего, московского региона — возникали задолго до 20-го века. Проблемным (всегда) была/осталась — практическая реализация оных. Тем не менее, попытки связать ключевые водные артерии, Москву и Волгу, предпринимались издревле.

Первые архивные документы по планам создания искусственного водного пути, который соединил бы Москву-реку с Верхней Волгой, относится к 1674 году. Во времена царствования Алексея Михайловича иностранные специалисты при его дворе предлагали «прокопать» водный путь — канал от притока Волги реки Тверцы с использованием Ильмень-озера и реки Цны. Сегодня сложно судить, насколько этот проект был реалистичен для России той эпохи, характеризуемой целым рядом военных, экономических, политических и религиозных кризисов. Судя по всему, претворить идею в жизнь не удалось. На этот раз.

Проект канала Москва – Волга Петровских времен

Спустя полвека, великий реформатор России Петр I «освежил» и вернул к жизни идею канала. В летописях бывшего Пешношского монастыря, располагавшегося на реке Яхроме, недалеко от села Рогачево Дмитровского уезда, есть упоминание, что в 1699 году Петр I «ради изучения судовых ходов из Волги в реку Москву» плавал по рекам Дубна, Сестра и Яхрома. Но это было только в «начале славных дел». Реальный план сооружения канала сложился к последним годам царствования Петра I (1721–1722).

Царь задумал соединить реку Москву с Сестрой, а ее, в свою очередь, с Волгой — чтобы усилить роль Москвы как торгово-промышленного центра. Ставилась задача облегчить транспортировку грузов с Волги через Москву-реку на север, исключить сухопутные участки пути «из волжан в балты» (воспоминания о которых сохранилось в известных топонимах — Вышний Волочок и Волоколамск). По задумке Петра I, судоходный путь между Москвой и Волгой стал бы дополнением к строившейся в то время Вышневолоцкой системе каналов.

Для решения задачи были привлечены — инженер немец Георг Вильгельм де Геннин и «шлюзных дел мастер» англичанин Ян Перри. В апреле 1722 года царь поручает Геннину «осмотреть от Москвы или от Рогачевской пристани коммуникации судовому водою хождению».

Инженером Вилимом Гениным было предложено три варианта трассы канала:

  • р. Москва-Яуза-Лихоборка-Клязьма-Каменка-Волгуша-Яхрома-Волга (123 шлюза, 128 верст)
    От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, по Лихоборке к Коровьему Врагу, прокоп в 8 верст до Клязьмы, по Клязьме до села Воскресенского, прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки, вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы, вниз по Яхроме до Дмитрова.
  • р. Москва-Истра-Катыш-Сестра-Рогачевская пристань на Яхроме (123 шлюза, 228 верст)
    От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры, прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, по Сестре до Рогачевской пристани.
  • р. Москва-Яуза-Клязьма-Уча-Вязь-Дубровка-Икша-Яхрома-Волга (41 шлюз, 103 версты)
    От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак, прокоп в 8 верст до реки Клязьмы, по Клязьме до реки Учи, прокоп в 8 верст, по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, вниз по Икше в реку Яхрому, по Яхроме до Дмитрова.

Первый и третий варианты близки к современной трассе канала (точнее, современная версия — близка к генинской). Однако сооружение такого канала в Петровскую эпоху являлось задачей чрезвычайно сложной. Главным препятствием во всех трех вариантах была Клинско-Дмитровская гряда — водораздел между бассейнами Волги и Оки. Несовершенство технических средств, отсутствие достаточного финансирования и людских ресурсов не позволили в то время реализовать ни один из этих проектов. Возможно, что монарх-реформатор просто не успел?.. Все может быть.

Любопытно, насколько «старше» было бы поселение Икша в случае реализации «планов громадья»?.. Мы никогда не узнаем.

Екатерининский Канал Москва – Волга

Второй раз (или уже в третий?) к проекту рукотворного водного пути вернулись при Николае I, когда понадобилось доставлять строительные материалы с Волги и Севера для строящегося храма Христа Спасителя в Москве. Кроме этого, увеличивающийся товарооборот между двумя российскими столицами — Москвой и С-Петербургом, отсутствие между ними приличных дорог и примитивность транспорта, стимулировали в 20-е годы XIX века вновь вернуться к решению задачи по соединению р. Москвы с рекой Волгой.

Проектом, автором которого был инженер Корпуса путей сообщения майор М. Н. Бугайский, предусматривалось соединение притока р. Москвы — Истры с реками Сестрой и Дубной, при этом центральным водохранилищем, который должен был питать водой этот водный путь длиной в 57 верст и с 36-ю шлюзами, планировалось использовать Сенежское озеро. Это был, по сути, второй вариант Генина, несколько видоизмененный.

Через водораздел между реками Истрой (приток Москва-реки) и Сестрой (приток Дубны, которая впадает в Волгу) был прорыт канал. Для его питания у деревни Загорье соорудили дамбу, в результате которой образовалось озеро Сенежское. Помимо соединительного канала, были построены два деривационных (водоподводящих) канала. На Истре было сооружено 13, а на Сестре 20 деревянных и каменных шлюзов по образцу шлюзов Тихвинской водной системы.

Строительство длилось около четверти века: начали рыть в 1825-м году, закончили в 1850-м. На строительстве канала работали (в основном) солдаты русской армии. Потрачено было порядка 2,5 млн. рублей.

В 1850 году канал, который в честь императрицы Екатерины Великой был назван — Екатерининским, был торжественно открыт. Общая протяженность водного пути составила 214 верст (примерно 292 км), пропускная способность — около 3000 небольших судов в год.

Но! К 1851-му году была построена Николаевская (Октябрьская) железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом и перевозка грузов по ней оказалась более быстрой, простой и выгодной по сравнению с водным путем.

В итоге, канал просуществовал, в общей сложности, всего 10 лет, постепенно приходя в упадок. По причине своей экономической неэффективности в 1860 году он был официально закрыт, шлюзы разобраны и распроданы. Со временем он превратился в заболоченный ручей с отдельными открытыми участками воды. В настоящее время практически не осталось следов сооружений этой версии канала, что часть из них оказалась на дне созданного в 1934 году Истринского водохранилища.

Очередной раз к строительству канала вернулись, когда в Москве из-за удвоившегося в период с 1884 по 1913 год населения начались серьезные перебои с питьевой водой. Тогда решили обойтись «малой кровью» в виде Рублевского водопровода, однако и он со временем перестал справляться с дефицитом питьевой воды в столице. По расчетам специалистов выходило, что в обозримом будущем москвичи «выпьют» всю Москву-реку. Но началась I мировая война, за ней последовала гражданская, и о проекте снова пришлось надолго забыть.

— Мы наш, мы новый?.. канал имени Москвы построим.

Канал Москва – Волга

В следующий (и в последний) раз к проекту соединения Москвы с Волгой обратились только в советское время. В 20–30-е годы XX века население Москвы стремительно росло: например, в 1925 году в столице жило порядка 3 млн жителей. Старая система водоснабжения не справлялась: в сутки на одного жителя приходилось 88 литров воды, тогда как в столицах других стран этот показатель доходил до 500 литров. Москва-река истощилась настолько, что в некоторых местах, например у Большого Москворецкого моста напротив Кремля, ее можно было перейти вброд.

Решение о строительстве современного канала Пленум ЦК ВКП(б) принял 15 мая 1931 года. В нем говорилось:

«Приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения, с тем чтобы уже в 1932 году начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой».

Через год Правительственной комиссии Управлением Москаналстроя было предложило три маршрута канала: «Старицкий», «Шошенский» и «Дмитровский», отличавшиеся трассами и способами подачи воды.

Первым вариантом («Старицким») предусматривалось на Верхней Волге, в 12 км от города Старица Калининской области, построить плотину высотой в 40 км, которая создала бы водохранилище с объемом воды в 2,5 млрд. куб. м и с большими затоплениями земель. Из водохранилища вода по каналу длиной в 230 км должна была идти самотеком через Волоколамск и Клин с выходом в Москву-реку у с. Тушино. Объем земляных работ составлял свыше 1 млрд. куб. м, причем на значительном протяжении трасса канала шла в плывунах, где их выемки по расчетам доходили до 35 м.

Вторым вариантом был «Шошинский», с началом капала от устья реки Шоша, в 8 км от г. Городище Калининской области, с механической подачей воды и лестницами шлюзов. Канал шёл через г. Клин с выходом в Москву-реку у с. Тушино.

Канал имени Москвы

И, наконец, третий вариант — «Дмитровский», ещё более экономичный, чем Шошинский. Канал начинался на Волге у деревни Иваньково, шёл к г. Дмитрову, проходил по его западной окраине, далее мимо Яхромы и Икши с выходом в Москву-реку также у с. Тушино.

После долгих дебатов, 20 мая 1932 года по решению Московского горкома партии был выбран Дмитровский проект, отчасти пересекающийся с первым и третьим вариантами Геннина. Уже на следующий день стали размечать трассу будущего канала. Он получил название «канал Москва—Волга им. И. В. Сталина».

Строящийся канал был включен в число «ударных объектов». Он должен был решить три ключевые задачи:

  • Водоснабжение Москвы и промышленности Московского района
  • Обводнение Москвы-реки с санитарно-гигиеническими целями.
  • Связь Москвы с Волгой кратчайшим, технически совершенным магистральным водным путем.

Кроме того, канал Москва—Волга сокращал на 1100 км путь из Москвы в Ленинград и Белое море через Мариинскую систему (Волго-Балт).

Начинались изыскательские и проектировочные работы. Среди изыскателей были археологи, которые должны были сделать описания объектов, попадавших под затопление и представлявших интерес для исторической науки. В ходе этих работ археологом О. Н. Бадером, выпускником МГУ, впоследствии доктором исторических наук, была исследована Ратминская стрелка. Спрашивается, зачем?

Дело в том, что Дмитровский проект в ходе изыскательских работ был скорректирован. Первоначально строительство плотины через Волгу предполагалось за устьем Дубны-реки — там, где впадает в Волгу речка Ситмежь. На этом месте, как гласит предание, стоял монастырь. Неясные упоминания о нем восходят, согласно некоторым источникам, к XV веку. Содержание монастыря было убыточным, и во времена Екатерины II монастырь «попал под секвестр», то есть, попросту говоря, был закрыт.

Согласно первоначальному плану, канал должен был начинаться с Ратминской стрелки и идти по руслу реки Дубны. Сооружение дамбы в этом случае обошлось бы дешевле. Но когда начали «бить шурфы», обнаружилось, что геологические условия не позволяют. Строительство плотины перенесли к деревне Иваньково, где грунты покрепче, на 8 километров выше по течению: деревня стояла как раз месте нынешнего шлюза № 1. Как и многие другие населенные пункты, подлежавшие затоплению, Иваньково перенесли на новое место — на территорию так называемой «Любомиловской лесной дачи». По этому случаю Иваньково было переименовано в Ново-Иваньково.

Канал рассматривался не только как крупное гидротехническое сооружение. Это было монументальное произведение искусства эпохи социализма. Скульптурным завершением канала стала композиция из двух равновеликих монументов на берегах аванпоста волжского гидроузла: памятник вождю мирового пролетариата Ульянову-Ленину и прижизненный памятник отцу всех народов Сталину-Джугашвили — обе статуи работы известного скульптора С. Д. Меркурова. Высота каждой статуи — 15 метров, а вместе с постаментом — 26 метров. Сегодня осталась лишь одна статуя — памятник Ленину. Сюда любят приезжать молодожены.

В 1947 году, в канун 800-летия Москвы, первоначальное «канал Москва—Волга» было изменено на канал имени Москвы. Это официально, а неофициально все называют его просто «канал». «Московское море» — тоже, кстати, название неофициальное — было переименовано в Иваньковское водохранилище. Водохранилище — неважная замена морю. Поэтому в Дмитрове и Дубне Иваньковское водохранилище по-прежнему называют морем.

Другое водохранилище — Икшинское — первым из системы подмосковных водохранилищ принимает воду реки Волги. Полезный объем водохранилища составляет 8 млн. кубометров, его площадь — 5,1 квадратных километров, длина — 5,6 километров, ширина — до 1,5 километров. Водохранилище весьма глубоко, в некоторых местах глубина достигает 8 метров. Икшинское водохранилище в основном выполняет функцию водоснабжения столицы. Водохранилище непосредственно связано с системой канала имени Москвы. Северной границей водохранилища служит шестой шлюз канала, а на юге Икшинское водохранилище соединяется с другим — Пестовским. Судоходным водохранилище остается с апреля до ноября, а с декабря по март его сковывает толстый лед.

Шлюзы на канале им. Москвы

Одной из достопримечательностей в Икше, без сомнения, является каскад шлюзов в стиле сталинского ампира.

Икшинский двухступенчатый узел является последним на пути канала к водораздельному бьефу. В состав узла входят два однокамерных шлюза, две насосные станции при каждом шлюзе, земляная плотина на реке Икша, образующая Икшинское водохранилище, площадью 5 кв. км, с пристанью Речка Черная.

Перед входом в водохранилище со стороны Волги были сооружены заградительные ворота № 108 (архитектор И. Белдовский). В здании заградительных ворот в нижнем уровне дано простое конструктивное решение, а верхний отличали более богатые формы, вводился декор.

Возле самой Икши располагаются башни шлюза № 6 и здание насосной станции. Отсюда начинается спуск канала к Волге. Высотную композицию башен шлюза № 6 выполнили по проекту архитектора Г. Вегмана. Композиция башен заканчивалась двумя группами скульптур (скульпторы Р. Иодко, Д. Шварц, А. Тенита), поставленными вдоль оси канала. Наружные торцы фасадов башен управления шлюза № 6 со стороны нижнего подхода украсили фрески художника Л. Бруни.

Через два километра — шлюз № 5. Его возвели по проекту архитектора Д. Савицкого. Ансамбль шлюза № 5 был хорошо увязан с ландшафтом местности. Его архитектура, включенная в природу, становилась ведущим началом для своего окружения и, отражаясь в воде, создавала дополнительную выразительность. На подходе к нему установлена скульптура девушки, поднявшей над головой модель парусного судна — эмблему водного пути (авт. Ю. А. Кун).

Икша Канал имени Москвы
Шлюз №5 Канал имени Москвы Икша
Шлюз №5 Канал имени Москвы
Шлюз №6 Канал имени Москвы
Шлюз №6 Канал имени Москвы
Шлюз №6 Канал имени Москвы
Шлюз №5 Канал имени Москвы
Шлюз в ночное время Канал имени Москвы Икша
Электроподстанция Канал имени Москвы Икша
Шлюзовые ворота Канал имени Москвы
Памятная плита Канал имени Москвы
Сухогруз Икша Канал имени Москвы

Добавить комментарий

Для комментирования не нужна регистрация. Правила публикации: согласно здравому смыслу. Спам удаляется, бан спамерам по ip, немедленный и навсегда. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поселок городского типа Икша

поселок икша Дмитровский городской округ Московская область
Поселок Икша возник в 1889 году при строительстве железной дороги Москва — Дмитров при станции Икша, названной по реке Икше. Активно развился в связи со строительством канала имени Москвы. В 1939 году присвоен статус поселка городского типа.
икша такси

Полезно и интересно

Канал имени Москвы

Памятная плита Канал имени Москвы
Шлюз №6 Канал имени Москвы
Икша Канал имени Москвы
Шлюз №5 Канал имени Москвы
Шлюз №5 Канал имени Москвы Икша
Шлюз №6 Канал имени Москвы
Шлюз №6 Канал имени Москвы Икша
Памятная плита Канал имени Москвы
Шлюз №5 Канал имени Москвы
Электроподстанция Канал имени Москвы Икша
Шлюзовые ворота Канал имени Москвы
Шлюз в ночное время Канал имени Москвы Икша
Шлюз №6 Канал имени Москвы
Шлюз №5 Канал имени Москвы Икша

S5 Box

Вопрос администратору сайта

Ваша электронная почта*

Ваше сообщение, коротко и по сути*

Заказать обратный звонок

Оствьте свой телефон. Мастер компьютерной помощи оперативно вам перезвонит. Только в Икше!

Как к вам обращаться? Ваше имя.*

Причина обращения

Ваш телефон*