Перейти к содержимому

Краткий исторический экскурс поселка Икша

Пожарная каланча Икша

Поселок «Икша», как поселение существует с 1900 года, со времени окончания строительства Савеловской железной дороги и прозывается по станции «Икша» означенной дороги. Станция получила свое название от реки Икша, притока Яхромы и стоит на ее левом берегу.

Место, где теперь стоит поселок Икша, в глубокой древности входило в состав Выгородского стана Дмитровского уезда, являясь его границей с Монятиным станом Московского уезда на юге и с 1872 года — в состав Ильинской волости Дмитровского уезда Московской губернии, граница с Марфинской волостью Московского уезда.

Вся территория его полностью входила в состав земельных угодий села Игнатово и до Советской власти, хотя уже существовал поселок Икша, но не числился отдельным населенным пунктом, а значился в полицейско-административных книгах, как часть села Игнатово.

Через село Игнатово проходила старинная дорога на Москву. С XVII века эта дорога пролегала по прямой линии села Игнатово на Ростиславские выселки Дмитровского уезда и шла далее к Москве, все время по прямой, через Шолохово и Сухарево, к селу Хлебниково.

Так эта дорога существовала до 1870 года. Таким образом, до XVIII века на том месте, где теперь стоит поселок Икша, не было никакого жилья, и только находился брод через речку Икша, по которому и проходила старинная дорога на Москву, а территория современного поселка, входила, в то время, во владение патриаршего двора как земля села Игнатово.

В самом конце XVIII века, около брода появилось первое здание на Икше — это мельница Дмитровского Борисоглебского монастыря. Сами монахи на мельнице не работали, они сдавали ее в аренду местным крестьянам. Мельница на Икше просуществовала до 1907-го года.

савеловский вокзал

В 1870 году строилось дорога Москва — Дмитров. От столицы она шла через Хлебниково, как старая дорога 18-го века, и должно было идти через Игнатово, Батюшково, Свистуху прямо к Дмитрову, по верху Клинско-Дмитровской гряды. Но по каким-то неизвестным причинам строители от Ростиславских Выселок направили ее по котловине по берегам рек Икши и Яхромы, по болотам и низинам. Говорят, что в этом были заинтересованы два влиятельных лица: представитель старинного родовитого дворянства помещик А. П. Головин и представитель крупного капитала, пайщик и директор Яхромской фабрики Ф. Ф. Бордман. Шоссе при их участии прошло через имение Головина в Деденеве и близ яхромской фабрики. Именно в эти годы деденевский помещик А. П. Головин начинает распродажу земель своих владений (свыше 1000 десятин). Головин продавал свои земли участками, вероятно, с целью образовать из бывшего своего имения — села Деденево — дачный поселок, что впоследствии и было осуществлено.

Лица, приобретавшие земельные участки и строившие на них дачи, были также заинтересованы в создании хорошего транспортного пути из Москвы в Деденево, и, возможно, оказали свое давление на строителей шоссе. Шоссе строилось при участии московского губернского земства, где в то время был и гласный губернского земского собрания А. П. Головин (а после него Ф. А. Головин). В эти же годы быстро развивалась и Яхромская фабрика (товарищества Покровской мануфактуры).

На строительство дороги требовалось большое количество песка, гравия и булыжного камня. Местные крестьяне освоили добычу этих строительных материалов, в толще близлежащих холмов под слоем глины, на территории нынешнего поселка. С момента строительства Савеловской железной дороги это «производство» усилилось (в 1897–1900 гг.), по железной дороге строительный материал увозился в Москву и немало московских улиц замощено икшинским камнем.

Это в свою очередь, и вызвало рождение поселка Икша. Вскоре около станции появились дома трактирщиков, лавочников, приказчиков и подрядчиков. В 1907 году поселок Икша представлял из себя разбросанные по шоссе и параллельно идущей железной дороге на левом берегу реки Икша здания: станция Икша, два пристанционных здания, водокачка, водонапорная башня, два трактира с магазином, кузница, жилые дома и монастырская мельница — всего 14 зданий. население которых жило за счет труда крестьян Игнатово которые добывали строительный камень. Все это в полицейском управлении значилось при селе Игнатово Ильинской волости Дмитровского уезда Московской губернии.

Икшанский проволочно-гвоздильный завод

С 1907 года на Икше открылось первое предприятие — Икшанский проволочно-гвоздильный завод. Его основал немец, саксонский подданный Юлиус Вильям Пеге. Сначала он работал слесарем на одном из заводов на западе Германии. Однажды Пеге получил приглашение посетить фабрику Товарищества Покровской мануфактуры (Яхромская прядильно-ткацкая фабрика). Через некоторое время его назначили механиком фабрики, на этой должности он проработал до 1913 года. Предприимчивый немец при поддержке владельца чугунно-литейного завода Галкина и немецких фирм основал завод в Икше. На заводе к началу первой мировой войны работало уже более 100 человек, изготовляя колючую проволоку и снаряды для фронта.

В 1909 году в Памятной книге московской губернии местонахождение станции Икша указано в 43 км от Москвы по Московско-Савеловской железной дороге, «поселке при станции Икша» имеется трактир 3-го разряда, рядом — колония Фидлероского отделения Московского городского рукавишниковского приюта (воспитательная и ремесленная школа для малолетних преступников).

В 1911 году купец Федор Седов построил в Икше у железнодорожной станции чайную. Со временем здесь появились другие торговцы — братья Гаврила и Николай Кашехлебовы. После революции 1917 года лавки купцов Кашехлебовых были национализированы: в их чайных организовали комитет бедноты, детскую столовую для кормления детей рабочих, крестьян, бедняков. В одной из чайных организовали рабочий клуб Икшанского завода. Афанасий Романов, имевший кирпичный завод и разработанные торфяные болота комитетом бедноты был обложен налогом в 13 тысяч рублей в пользу государства. У мелкого фабриканта Сергея Логинова, имевшего в Спас-Каменке небольшое галунное производство, большевики национализировали продуктовый склад.

В 1919 году при Икшанском заводе создали сельскохозяйственную артель «Пчелка». В ней работали крестьяне села Игнатова и поселка Икша. В 1923 году артель распалась, а ее бывшие работники основали деревню Пчелка.

В годы революции на заводе действовала сильная партийная ячейка в количестве 34 человек. В 20-е годы на заводе были открыты новые цеха: лесопильный, мукомольная мельница и крупорушка, а также переданы конфискованные помещения торговцев. В связи с расширением поселка и увеличением населения при заводе был открыт медицинский приемный покой. В последнее время существования кроме прежнего ассортимента завод изготовлял, сапожную шпильку.

В 1932 году, ввиду прохождения трассы канала им. Москвы по территории Икшанского завода он был перевезен в Москву. Часть рабочих завода и поселилась здесь, построив дома.

икша дмитровский район московская область
Икшанский шлюз на канале им. Москвы

С 1932 года начались работы по проведению канала им. Москвы. Трасса канала на участке Икша прошла по той стороне построек, которая была на левом берегу реки Икши, захватывая и шоссе, и русло реки. Поэтому при строительстве пришлось проделать сложную работу — отнести шоссе и сам поселок через железную дорогу. Шоссе прошло на том же расстоянии от станции, как и раньше, но только по другую сторону железной дороги, а поселок еще выше, на гребень холма, куда и были перенесены дома отдельных жителей поселка. Река Икша вместе с впадающей в нее речкой Базаровкой пущена отдельным искусственным каналом близ полотна железной дороги, и проходит под канал им. Москвы, закрытым туннелем-дюкером. На месте завода построен шлюз № 6, на месте Игнатовской мельницы шлюз № 5. Кроме основных производственных зданий канала были построены здания для нужд обслуживания канала — дома служащих и рабочих, амбулатория, клуб и прочие.

гп Икша в составе Краснополянского района

Населенные пункты гп Икша в составе Краснополянского района Московской области в 1939–1960 гг. 1 — Краснополянский район; 2 — Дмитровский район; 3 — Коммунистический район.
С карты 1947 г.

При сооружении канала объем добычи строительных материалов увеличился, были разработаны карьеры: «Гурбан» и «Репечиха». Строительные материалы с этих карьеров отправлялись и в Москву в период Великих Сталинских пятилеток.

В 1939 году, постановлением Правительства, поселок Икша был причислен к составу рабочих поселков, с названием «Рабочий поселок Икша». В территории поселка была включена деревня Ртищево, с 1930 года — колхоз «Ртищево»

В ноябре 1941 года поселок оказался в зоне военных действий. Значительное количество домов и общественных сильно пострадало от бомб. Братские могилы погибших в боях близ Икши Советских воинов остались в поселке вечным памятником тяжелых испытаний.

В 1950 годы Министерство тяжелой промышленности строит кирпичный завод «Стройдеталь». Местная промышленность представлена войлочной артелью, в которой работает 86 человек. В поселке имеется средняя школа, в которой занимаются 804 ученика. Жилой фонд состоит из 48 ведомственных домов и различных вспомогательных построек. Весь поселок и колхоз освещается электричеством.

Еще про историю поселка Икша

Видеоэкскурсия по Икше: прошлое и настоящее рядом

Добавить комментарий

Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Email комментаторов не публикуется.