Перейти к содержимому

Памятник сталинскому ампиру

купить квартиру в икше дмитровское шоссе

Поселок городского типа Икша возник в 1889 году при строительстве железной дороги Москва — Дмитров и получил дальнейшее развитие в связи со строительством канала имени Москвы. Свое название поселок взял от железнодорожной станции, а та в свою очередь — от речки Икша — притока реки Яхрома. В конце XVIII века на месте современного поселка появилась водяная мельница, принадлежавшая Дмитровскому Борисоглебскому монастырю. Сами монахи на мельнице не работали, они сдавали ее в аренду местным крестьянам. Мельница на Икше просуществовала до 1907 года. Места вокруг Икши довольно древние, здесь находится могильник эпохи фатьяновской культуры.

В 1907 году в Икше на месте монастырской мельницы открылся проволочно-гвоздильный завод. Его основал немец, саксонский подданный Юлиус Вильям Пеге. Сначала он работал слесарем на одном из заводов на западе Германии. Однажды Пеге получил приглашение посетить фабрику Товарищества Покровской мануфактуры (Яхромская прядильно-ткацкая фабрика). Через некоторое время его назначили механиком фабрики, на этой должности он проработал до 1913 года. Предприимчивый немец при поддержке владельца чугунно-литейного завода Галкина и немецких фирм основал завод в Икше. К началу I мировой войны на проволочно-гвоздильном заводе Пеге работало уже 100 человек. Во время войны завод изготавливал колючую проволоку и снаряды для фронта. В 1911 году купец Федор Седов построил в Икше у железнодорожной станции чайную. Со временем здесь появились другие торговцы — братья Гаврила и Николай Кашехлебовы. После революции 1917 года лавки купцов Кашехлебовых были национализированы: в их чайных организовали комитет бедноты, детскую столовую для кормления детей рабочих, крестьян, бедняков. В одной из чайных организовали рабочий клуб Икшанского завода. Афанасий Романов, имевший кирпичный завод и разработанные торфяные болота комитетом бедноты был обложен налогом в 13 тысяч рублей в пользу государства. У мелкого фабриканта Сергея Логинова, имевшего в Спас-Каменке небольшое галунное производство, большевики национализировали продуктовый склад.

В 1919 году при Икшанском заводе создали сельскохозяйственную артель «Пчелка». В ней работали крестьяне села Игнатова и поселка Икша. В 1923 году артель распалась, а ее бывшие работники основали деревню Пчелка. В 1930 году там организовали колхоз с одноименным названием. Спустя два года в связи со строительством канала Москва — Волга Икшанский завод был перевезен в Москву и там изготавливал сапожную шпильку.

купить квартиру в икше дмитровское шоссе

А теперь поговорим немного о строительстве канала имени Москвы. Первое предложение соединить реку Москву с Волгой было обнаружено в государственных бумагах времен Алексея Михайловича. При его сыне Петре Алексеевиче инженер Генинг разработал соответствующий проект. Ставилась задача облегчить транспортировку грузов с Волги через Москву-реку на север, исключить сухопутные участки пути из волжан в балты, воспоминания о которых сохранилось в известных топонимах Вышний Волочок и Волоколамск. Когда проект был готов, Петр Алексеевич ознакомился со сметой, сказал: «Однако!» — и о канале пришлось на время забыть — для молодой Российской империи такие сметы были еще не по карману.

Второй раз к проекту вернулись при Николае I. Начали рыть в 1825 году, закончили в 1850-м. Видимо, в те времена уже существовал знаменитый российский стройбат: на строительстве канала работали в основном солдаты Его императорского Величества. В 1850 году открыли канал, а через год закончилось строительство первой железной дороги Санкт-Петербург — Москва. С самого начала ее эксплуатации стало ясно, что перевозить грузы по железной дороге гораздо дешевле. Судьба канала была решена. Он просуществовал в общей сложности 10 лет, постепенно приходя в упадок, и в 1860 году был официально закрыт. Инвестиции ушли в песок.

В третий раз о канале заговорили в начале XX века. На первый план вышла проблема снабжения Москвы водой. По расчетам специалистов выходило, что в обозримом будущем москвичи выпьют всю Москву-реку. Но началась I мировая война, за ней последовала гражданская, и о проекте снова пришлось забыть.

Проблему снабжения москвичей водой унаследовала молодая страна Советов. К началу 30-х годов большевики окрепли настолько, что почувствовали в себе силы не только выпить всю воду из Москвы-реки, но и вернуться к проекту и воплотить его в жизнь. В 1931 году политическое решение о строительстве канала Москва-Волга было принято. Через год перед правительственной комиссией предстали три варианта прокладки канала, отличавшиеся трассами и способами подачи воды. Очень привлекателен был народный проект инженера Авдеева. Авдеев предлагал построить в районе города Старица плотину высотой 40 метров. Вода должна была пойти самотеком в Москву по маршруту, указанному на схеме пунктирной линией. Такой способ подачи воды в крупные города известен с давних пор, и он хорошо себя зарекомендовал еще со времен II пунической войны. На память приходят знаменитые римские и карфагенские акведуки. У «самотечного» проекта, однако, нашлось немало противников. Но в данном случае хватило и одного. После того как на расширенном заседании Московского горкома партии Глеб Кржижановский прямо сказал: «Я враг любого самотека, как в технической, так и в партийной жизни» — участь самотечного проекта была решена.

Летом 1932 года Совет народных комиссаров, как называлось тогда правительство рабочих и крестьян, утвердил Дмитровский проект строительства канала. Начинались изыскательские и проектировочные работы. Среди изыскателей были археологи, которые должны были сделать описания объектов, попадавших под затопление и представлявших интерес для исторической науки. В ходе этих работ археологом О.Н. Бадером, выпускником МГУ, впоследствии доктором исторических наук, была исследована Ратминская стрелка. Спрашивается, зачем? Дело в том, что Дмитровский проект в ходе изыскательских работ был скорректирован. Первоначально строительство плотины через Волгу предполагалось за устьем Дубны-реки — там, где впадает в Волгу речка Ситмежь. На этом месте, как гласит предание, стоял монастырь. Неясные упоминания о нем восходят, согласно некоторым источникам, к XV веку. Содержание монастыря было убыточным, и во времена Екатерины II монастырь «попал под секвестр», то есть, попросту говоря, был закрыт. Согласно первоначальному плану, канал должен был начинаться с Ратминской стрелки и идти по руслу реки Дубны. Сооружение дамбы в этом случае обошлось бы дешевле. Но когда начали «бить шурфы», обнаружилось, что геологические условия не позволяют. Строительство плотины перенесли к деревне Иваньково, где грунты покрепче, на 8 километров выше по течению: деревня стояла как раз месте нынешнего шлюза № 1. Как и многие другие населенные пункты, подлежавшие затоплению, Иваньково перенесли на новое место — на территорию так называемой «Любомиловской лесной дачи». По этому случаю Иваньково было переименовано в Ново-Иваньково.

Канал рассматривался не только как крупное гидротехническое сооружение. Это было монументальное произведение искусства эпохи социализма. Скульптурным завершением канала стала композиция из двух равновеликих монументов на берегах аванпоста волжского гидроузла: памятник вождю мирового пролетариата Ульянову-Ленину и прижизненный памятник отцу всех народов Сталину-Джугашвили — обе статуи работы известного скульптора С.Д. Меркурова. Высота каждой статуи — 15 метров, а вместе с постаментом — 26 метров. Сегодня осталась лишь одна статуя — памятник Ленину. Сюда любят приезжать молодожены.

В 1947 году, в канун 800-летия Москвы, первоначальное «канал Москва-Волга» было изменено на канал имени Москвы. Это официально, а неофициально все называют его просто «канал». «Московское море» — тоже, кстати, название неофициальное — было переименовано в Иваньковское водохранилище. Водохранилище — неважная замена морю. Поэтому в Дмитрове и Дубне Иваньковское водохранилище по-прежнему называют морем. Другое водохранилище — Икшинское — первым из системы подмосковных водохранилищ принимает воду реки Волги. Полезный объем водохранилища составляет 8 млн. кубометров, его площадь — 5,1 квадратных километров, длина — 5,6 километров, ширина — до 1,5 километров. Водохранилище весьма глубоко, в некоторых местах глубина достигает 8 метров. Икшинское водохранилище в основном выполняет функцию водоснабжения столицы. Водохранилище непосредственно связано с системой канала имени Москвы. Северной границей водохранилища служит шестой шлюз канала, а на юге Икшинское водохранилище соединяется с другим — Пестовским. Судоходным водохранилище остается с апреля до ноября, а с декабря по март его сковывает толстый лед.

По материалам проекта Деревенька.

Добавить комментарий

Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Email комментаторов не публикуется.