В Подмосковье текут «золотые реки»
Если золото в реках Подмосковья? Оказывается, есть, и довольно много. В советские годы подмосковные предприятия в год обрабатывали около 4 тонн золота. Последнее время эти специализированные заводы и фабрики в области «загорают без дела». В то же время, как считают специалисты, в Московской области есть места, где на 1 тонну породы приходится больше 17 миллиграммов этого драгметалла! А промышленная добыча россыпного золота считается рентабельной, если в тонне не меньше 10 миллиграммов.
Насколько реальна добыча золота в Подмосковье? Надо сказать, что слухи о местном золоте ходили издавна. По преданиям старины глубокой, в Московии добывали до 300 пудов золота ежегодно! Из него и украшения делали, и монеты чеканили, и даже продавали соседям…
Золото «мыли» и в самой Москве, в Сокольниках. Но больше всего, судя по дореволюционным газетам, его добывали на севере Московской области, недалеко от поселка Икша. Здесь мелкие речки, стекающие с Клинско-Дмитровской гряды, размывают ледниковые отложения, содержащие незначительной количество драгоценного металла, и понемногу обогащают свой песок золотинами. Одна из таких речушек, протекающих под Икшей, и сейчас радует местных жителей и любителей каменных сувениров мелкими золотыми крупицами. А среди старожилов до сих пор жива легенда о «золотом ручье», в котором удачливые добытчики отмывали не отдельные крупицы золота или «знаки», как их называют шлифовщики, а граммы драгоценного желтого металла!
В последние годы эти слухи получили, если так можно выразиться, «картографическое» подтверждение. Если внимательно присмотреться к недавно вышедшей карте достопримечательностей Московской области, то в Дмитровском районе можно увидеть между деревнями Игнатово и Протасово условный знак «Au — химический элемент под атомным номером 79, тяжелый, блестящий металл желтого цвета — золото».
О подмосковном золоте первый раз вспомнили в начале XIX века, слухи о золоте заполонили Москву. Про «золотую речку» безуспешно допытывались даже наполеоновские солдаты. После окончания войны 1812 года заинтересовались подмосковным золотом и посланцы российского императора. Но жители Московской губернии и первопрестольной не раскрыли секрета подмосковного золота.
Перед самой революцией «золотая лихорадка» снова вспыхнула в Дмитровском районе. На берегу безымянной речушки местный крестьянин нашел два золотых самородка. Их перекупил столичный торговец. Вскоре по московским трактирам и базарам заходили «абсолютно секретные» списки и чертежи с указанием «верного места». Множество людей потянулись под Икшу за золотым миражем. Не выдержал и король репортеров — Владимир Гиляровский, который также оказался среди любителей быстрого обогащения и посетил одно из «верных мест».
В путеводителе по Московской губернии появились строки: «Близ станции Икша… найдены золотоносные россыпи — золото находили в хрящеватых валунных наносах ледникового происхождения».
В статьях московских и петербургских газетах замелькали заманчивые заголовки: «Клондайк под Москвой», «Русская Калифорния», «Золотая речка»… Предприниматель Пономарев создал акционерное общество для организации промышленной добычи подмосковного золота, в которое вступили серьезные и солидные промышленники и купцы. Но… подмосковная «золотая лихорадка», ярко вспыхнув, быстро погасла. Золото-то в речках действительно было, а вот технологии экономически выгодной добычи тонкодисперсного золота, содержавшегося в отложениях в незначительном количестве, не существовало.
Есть золото и в отложениях рек Сестры и Волгуши. Чтобы доказать реальность существования подмосковного золота журналистам «Российской газеты», несколько лет назад научный сотрудник ЦНИГРИ — Центрального научно-исследовательского геологоразведочного института цветных и благородных металлов Николай Иванов протащил их через болота к Сестре, а затем загнал в воду, вручив лоток — основное орудия золотого промысла. За несколько часов упорной работы журналистам удалось намыть пять миллиграммов золота. Через микроскоп результаты журналистского «старательства» выглядят более чем внушительно: гладкие, окатанные рекой «булыжники», радующие своей увесистостью. Но для невооруженного взгляда это пыль-пылью, хотя некоторые крупинки были все-таки видны невооруженным взглядом. Но все равно начинающие золотоискатели-журналисты были довольны: пять миллиграммов золота в качестве сувенира им «душу грели».
Не только на севере области в речных отложениях встречаются «вожделенные» золотины. В 70-годах прошлого века студент Московского геологоразведочного института Алексей Абрамзон хвастался перед студентками, что намыл золото в одном из ручьев Подольского района и даже демонстрировал несколько крохотных крупинок.
Месторождения золота обычно связаны с интрузивными породами — гранитами и сопровождающими их кварцевыми жилами и дайками или с метаморфическими породами, образовавшимися в результате их изменений под действием высоких температур и давлений. Московская же область сложена с поверхности осадочными породами. Откуда же появилось золото на Подмосковной земле?
Вот как объясняет появление золота в руслах некоторых рек Московской области доктор геологических наук Юрий Лаврушин:
— Много тысяч лет назад со стороны Скандинавии сползал на Среднерусскую возвышенность гигантский язык льда. По пути он вбирал в себя валуны, камни, осколки пород. Прошли века, климат начал меняться, а ледник таять. В тех местах, где образовались пороги и перекаты, начали работать своеобразные естественные обогатительные фабрики. Тяжелые минералы, в том числе золото, оседали на дно, резко повышая концентрацию полезных ископаемых…
Содержание золота в перемываемых водой отложениях все равно остается незначительным, да и не образуют они сколько-нибудь значительных скоплений. Зачем же нужно разрабатывать, казалось бы, незначительные месторождения Московской области?
Выявленные запасы относительно легко добываемого россыпного золота в России обеспечат добычу драгоценного металла только на десять лет. Коренных запасов хватит на век с гаком. Но для их разработки необходимо создавать сложную инфраструктуру, состоящую не только из шахт или глубоких открытых карьеров, но и из дорогостоящих обогатительных фабрик. Потом еще нужно создать транспортную сеть, обслуживающую этот золотодобывающий комбинат, ведь практически все вновь отрытые месторождения золота в коренных породах располагаются в ненаселенной местности. Добывать золото из рыхлых, а, тем более аллювиальных отложений, располагающихся вблизи рек, намного дешевле. Есть еще одно обстоятельство, которое может сделать добычу золота в Подмосковье экономически рентабельной. В центре России, в том числе Московской области, драгоценный желтый металл содержится в песке, который в большом количестве используется в строительстве, прокладке дорог и других работах. Поэтому золото в Подмосковье можно добывать попутно со строительным материалом. Например, в песке, добываемом горно-обогатительным Храмковским комбинатом, драгоценный металл содержится в количестве, достаточном для экономически выгодной добычи при условии его попутного извлечения. А еще один ГОК — Вяземский, перед самой перестройкой, по словам Александра Клюквина, руководившего в то время региональными геологическими работами в Московской области, уже планировал начать работы созданию технологии попутного извлечения золота. Но, к сожалению, сокращение финансирование геологической отрасли не позволило ему это сделать.
Автор: Михаил Бурлешин
Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Email комментаторов не публикуется.