Skip to main content
икша рабочий поселок

Станция «Икша» и ее окрестности

Икша город в дмитровском районе московской области

В конце XIX века Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога получила право строительства железной дороги к северу от Москвы до села Савёлово на Волге. Дорога должна была пройти через город Дмитров, единственный крупный населенный пункт в этом направлении. Строительство линии считалось перспективным, так как основная задача Савеловской ветки заключалась в транспортировке грузов с Волги от перевалки у села Савёлово в Москву.

Линия Москва – Савёлово первоначально строилась от Ярославского радиуса, начиная от станции «Лосиноостровская», затем на Бескудниково, далее через Яхрому, Дмитров (закладка железнодорожного вокзала в Дмитрове состоялась в 1899 г.), Орудьево, Вербилки (первое название станции «Кузнецово» — по фамилии владельца Вербилковского фарфорового завода), Талдом до Савёлово.

Построили ее достаточно быстро (1897–1899 гг.), и уже в 1900 г. было открыто железнодорожное сообщение. Общая протяженность линии Москва – Савёлово составила 130 км. Ветка прошла вблизи владений землевладельцев и промышленников, которые не возражали против ее строительства. Фамилия одного из них — Катуар (Катуар де Бионкур — выходцы из знатного французского дворянского рода были российскими предпринимателями и общественными деятелями) осталась в названии станции Савеловской дороги.

Шлюз № 5 Канал имени Москвы в Икше

Поселок Икша возник в 1889 г. При строительстве железнодорожной линии для обеспечения заправки паровозов водой на станциях «Икша», «Дмитров» и «Савёлово» были сооружены монументальные водонапорные башни, которые сохранились до сих пор.

Свое название поселок получил от реки Икшанка или Икша, протекающей в нескольких километрах севернее поселка. Река является правым притоком реки Волгуши, впадающей в Яхрому. Длина Икши ранее составляла 24 км, однако при строительстве канала Москва – Волга в 1933–1937 гг. в верховьях была перекрыта плотиной (длиной 545 м), образовавшей Икшинское водохранилище. В русловых отложениях реки Икшанки в конце ХIХ – начале ХХ вв. обнаружили частицы золота (0,1–0,25 г/т) в виде мелких крупинок. Месторождение пытались разрабатывать, но потом признали нерентабельным из-за небольшого содержания драгоценного металла. Рядом с Икшей находится могильник эпохи фатьяновской культуры (археологическая культура бронзового века (2-е тыс. до н.э.) в Верхнем Поволжье и Волжско-Окском междуречье, названа по деревне Фатьяново, близ Ярославля). Раскопаны грунтовые могилы с каменными и медными орудиями и оружием, керамикой, украшениями и др. Население занималось скотоводством, отчасти земледелием.

Поселок Икша был известен залежами песка и камня в близлежащих карьерах, мельницей на реке Икшанке и своим гвоздильным заводом (открылся в 1908 г.), который производил подковочные гвозди для лошадей и длинные, тонкие драночные — для крыш. Раньше на заводе работали жители из соседних деревень: Игнатова, Базарова, Ортищева, Хорошилова. В 1930-х гг. в связи со строительством канала гвоздильный завод перевели в Москву.

При строительстве канала Москва – Волга часть Савеловской железнодорожной линии на перегоне Турист – Икша, где она совпадала с трассой канала, была перенесена. Первоначальный поселок, получивший название от реки Икша, оказался в зоне затопления, его здания были частично снесены, а поселок возродили на новом более высоком месте. Многие деревни также выселили и снесли, а часть переселили.

Например, деревня Пчёлка, расположенная недалеко от станции, на самом деле представляла собой хутора с пасеками, перенесенные из-за строительства канала.

Шлюз № 5 Канал имени Москвы в Икше

Сейчас ни для кого не секрет, что основной рабочей силой, возводившей невиданное по масштабности и важности сооружение, были так называемые «каналармейцы», не просто рабочие и вольнонаемные, а заключенные. В Дмитрове размещался штаб управления «Москва-Волгострой» НКВД и Дмитлаг, через который за 1932–1937 гг. прошло, по разным данным, от 600 тыс. до 1 млн. 200 тыс. заключенных. Вдоль трассы строящегося канала выросли многочисленные филиалы Дмитлага. Каждый отдельный строящийся «объект» — шлюз, насосная станция, отрезок самого канала — окружался колючей проволокой в два ряда. Вдоль проволоки через определенное количество метров высились сторожевые вышки. Техники в начале строительства было мало, на основных участках работы применялись лопаты, кирки, носилки, тачки, «козы». Строители канала жили в очень тяжелых условиях. Жилые зоны состояли из приземистых бараков, от недоедания и каторжного труда люди умирали сотнями ежедневно. Можно сказать, что канал Москва – Волга построен самой дорогой ценой — ценой жизни людей.

Среди других сооружений построили каскад шлюзов № 5 и № 6 на расстоянии двух километров друг от друга возле станции «Икша».

В 1934 г. строительство канала набирало темпы. Икшинский участок вошел в центральный район Мосволгостроя. В зависимости от объема экскаваторных работ участки делились на «крупные» и «средние». Икшинский был отнесен к крупным районам, и, начиная только с 1935 г., здесь работало от 15 до 25 экскаваторов.

Икшинский двухступенчатый узел является последним на пути канала к водораздельному бьефу. В состав узла входят два однокамерных шлюза, две насосные станции при каждом шлюзе, земляная плотина на реке Икша , образующая Икшинское водохранилище, площадью 5 кв. км, с пристанью Речка Черная. Перед входом в водохранилище со стороны Волги были сооружены заградительные ворота № 108 (архитектор И. Белдовский). В здании заградительных ворот в нижнем уровне дано простое конструктивное решение, а верхний отличали более богатые формы, вводился декор и мотив закругления.

Все гидроузлы имели одинаковые конструкции и отличались друг от друга лишь своим архитектурным решением. Шлюз № 5 возвели по проекту архитектора Д. Савицкого. Этот шлюз доставил немало хлопот руководству канала. Вначале геологи никак не могли указать, где его строить. Котлован начали копать позднее, чем на других шлюзах, и его постоянно заливало водой. На этом шлюзе позже применили механизацию — бетон подавался по самодвижущимся транспортерам, грунт выкапывали экскаваторами и именно туда возили разных представителей из правительства и фотокорреспондентов. В композиции башен управления нижней головы шлюза для усиления архитектурной выразительности был использован прием вертикального развертывания композиции и облегчения ее кверху с помощью открытой ротонды. Таким образом, создали переход от относительно замкнутого архитектурного объема к свободному пространству, окружающему здание. Для насосной станции шлюза № 5 архитектор Д. Савицкий применил способ пространственного раскрытия здания с помощью балконов, обращенных к каналу. Нижний этаж станции сделали более массивным и строго обработанным с прямоугольными окнами. Второй и третий этажи были более открыты, полуциркульные окна разной величины отделали декоративными арками. Торцам башен управления верхней головы придали овальные формы.

Ансамбль шлюза № 5 был хорошо увязан с ландшафтом местности. Его архитектура, включенная в природу, становилась ведущим началом для своего окружения и, отражаясь в воде, создавала дополнительную выразительность. Перед входом в шлюз установили скульптуру девушки (скульптор Ю. Кун), несущей над головой модель корабля — эмблему водного пути. Она несколько терялась при восприятии издали, но по мере приближения производила впечатление своей стройной композицией. При ее создании применили различные материалы, например, кораблик, был выполнен из нержавеющей стали.

Высотную композицию башен шлюза № 6 выполнили по проекту архитектора Г. Вегмана. В зданиях управления верхней головы шлюза монументальные восьмигранные колонны фасада башен были противопоставлены сплошному остеклению вестибюля здания, в котором расположили лестницы. Композиция башен заканчивалась двумя группами скульптур (скульпторы Р. Иодко, Д. Шварц, А. Тенита), поставленными вдоль оси канала. В скульптурах запечатлели инженерно-технический персонал, работавший на строительстве канала. Выполненные из бетона фигуры хотели позже даже бронзировать. Удлиненные башни образовывали своеобразные пропилеи со стороны водораздельного бьефа. Наружные торцы фасадов башен управления шлюза № 6 со стороны нижнего подхода украсили фрески художника Л. Бруни. На фресках изображались различные моменты строительства канала. Здесь также использовали мемориальные доски (архитектор Г. Вегман).

В цветовом оформление ансамбля шлюзов № 6 и № 5 преобладали белые и светло-серые тона естественного камня или штукатурки. Для более темного стилобата зданий использовался диорит. На контрасте этих материалов, темного диорита внизу и белого камня вверху, построено цветовое решение башен управления шлюза № 6.

Каждое сооружение получилось очень красивым и изящным. Шлюзы, насосные станции, многие малые постройки проектировали архитекторы высокого класса, бывшие заключенные, а также никогда не сидевшие молодые специалисты. Своеобразие ландшафта и канала вошли как неотъемлемый и важный элемент в архитектурный ансамбль, решивший задачу органического единства природы и архитектуры.

Шлюз № 5 Канал имени Москвы в Икше

В ходе строительства канала для эксплуатационного поселка Икшинского узла архитектор Д. Морозов разработал проекты типовых двух-этажных жилых домов с балконами, террасами и лоджиями. В 1939 г. Икше присвоили статус поселка городского типа. Сегодня от поселка до города Дмитрова пролегают параллельно три транспортные трассы: канал им. Москвы, железнодорожная линия и асфальтированное шоссе.

В 1988 г. был утвержден герб Икши и в 2006 г. его внесли в Государственный геральдический регистр. Герб представлен в виде трехцветного щита и имеет следующее обоснование символики герба: над голубой оконечностью расположен ступенчатый волнообразный золотой пояс, аллегорически показывающий верхний и нижний бьефы шлюзов канала имени Москвы, прокладка которого послужила развитию и росту поселка, нынешнего городского поселения. Верхняя часть щита разделена по диагонали. Зеленая часть символизирует крутой спуск горы, на которой расположено городское поселение. Красный цвет левого поля говорит о трудовых традициях местных жителей.

Поскольку в Икше никогда не было своего храма, то в центре поселка, около Дома культуры, местной администрацией был выделен земельный участок под строительство будущего храма. В 2003 г. во имя священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, на месте будущей церкви установили и освятили крест.

Станцию «Икша» и довольно молодой одноименный поселок окружают живописные деревни и села, которые ведут начало своей истории еще с XVI–XVII вв., и об их прошлом и настоящем также необходимо упомянуть.

В трех километрах на запад от станции «Икша» в селе Спас-Каменка сохранились руины каменной Преображенской церкви в стиле раннего классицизма с трапезной и колокольней (1767–1777 гг.). Церковь была построена при усадьбе графа П.С. Салтыкова вместо обветшавшей деревянной. Возле нее расположены захоронения, датируемые XVIII в., а также находится могила И.П. Бестужева-Рюмина, брата декабриста. Храм закрыли в 1920-х гг., и с тех пор он находится в заброшенном состоянии.

В селе Сурмино, в двух километрах к востоку от станции «Икша», стоит кирпичная церковь Вознесения Господня (1766 г., перестроена в 1837 г.). Первые упоминания о храме относятся к началу XVII в. В 1627 г. после польско-литовского нашествия Никольская деревянная церковь значилась в писцовых книгах как ветхая, «стоящая без пения». Московский Вознесенский девичий монастырь, находившийся в Кремле, имел вотчины в Дмитровском уезде, с 1638 по 1763 гг. в его владении находилось село Сурмино в Вышегородском стане. В 1650 г. на средства монастыря построили новый деревянный храм в честь святителя Николая, который простоял в селе более 50 лет. В 1699–1700 гг. при игуменье монастыря Варсонофии (Бутурлиной) возвели новую церковь с колокольней, которая просуществовала более века. После Отечественной войны 1812 г. прихожане села и окрестных деревень решили поставить новый каменный храм. Строительство церкви, посвященной Вознесению Господня (в память о владении здешними землями Вознесенским девичьим монастырем), было начато весной 1834 г. и закончено в 1837 г. Вознесенский храм с приделами в трапезной части в честь свт. Николая и Покрова Божией Матери строился по проекту московского губернского архитектора Д.Ф. Борисова. Крупное пожертвование на строительство дала московская купеческая вдова А.Н. Емельянова.

колония Рукавишниковского исправительного приюта станция Икша

В советское время храм постигла участь сотен и тысяч разграбленных святынь. В 1937 г. последнего настоятеля перевели в храм в честь Святой Троицы в селе Чашниково около Лобни, так как там арестовали настоятеля. Таким образом, Вознесенская церковь осталась без присмотра священника и была разграблена воспитанниками Икшинской трудовой колонии НКВД. (Икшинская воспитательная колония была образована в 1903 г. как отделение Московского Рукавишниковского приюта. Сюда направлялись старшие воспитанники, здесь они занимались сельским хозяйством. Сам приют был основан в 1864 г. в Москве на пожертвования частных лиц — купца А.А. Бахрушина и домовладельца Н.В. Рукавишникова). В протоколе Дмитровского исполкома было засвидетельствовано:

«Все до основания разрушили, ризы порвали, стекла побили, начали разбирать ограду. Восстановить храм не представляется возможным...» (Священник Максим Брусов. Благочиния Епархии. Дмитровский церковный округ). Окончательное решение о закрытии Вознесенской церкви было принято в 1938 г. Храм длительное время находился в довольно тяжелом состоянии, но с 1997 г. в храме возобновили богослужения, идут восстановительные работы, при храме существует библиотека и настоятель храма опекает воспитанников Икшинской колонии для несовершеннолетних.

Церковь Михаила Архангела в село Белый Раст

В селе Белый Раст (прежнее название — Белые Росы), в западном направлении от станции «Икша», находится церковь Архангела Михаила, известная с начала XVII в. Первоначально она была деревянной. В те времена деревня являлась приселком дворцового села Озерецкого и входила в Московский уезд. В 1654 г. вместе с селом Белый Раст приселок передали в вотчину Патриарху Никону. Во второй половине XVII в. деревянная церковь сгорела, и на ее месте в 1686 г. выстроили новую, также деревянную. Каменную церковь в честь Архангела Михаила возвели в 1880 г. по проекту архитектора В.И. Соколова на средства прихожан. В советское время храм не закрывали. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. восточная стена храма была разрушена разорвавшимся снарядом, но после войны в середине 50-х годов ее восстановили.

В XVI в. обширной территорией от реки Икши до реки Яхромы владели бояре Головины. Позже поля и земли отошли к Влахернскому женскому монастырю, построенному в середине XIX века и расположен- ному на месте усадьбы Головиных в селе Новоспасское (Деденево). Спасо-Влахернский монастырь был основан в 1861 г. на основе женского общежития, учрежденного в 1854 г. по инициативе А.Г. Головиной, которой принадлежало село Деденево. К концу XIX в. в обители возвели три храма. Главным среди них стал десятипридельный Спасский собор, второй деревянный храм основали в честь святого Димитрия Солунского в 1864 г., третий каменный храм перестроили из часовни в честь Смоленской иконы Божией Матери в 1910–1911 гг. по проекту архитектора М. Холмогорова. Строительство Спасского собора было начато еще в 1798 г. В.В. Головиным и завершилось в 1890 г., спустя почти сто лет. Церковь освятили в 1858 г. в честь Спаса Нерукотворного, родовой иконы Головиных, написанной Андреем Рублевым. В храме имелся придел в честь Влахернской иконы Божией Матери (освящен в 1832 г.), в котором хранилась чудотворная икона, привезенная в 1654 г. с Афона в дар царю Алексею Михайловичу и перешедшая к Головиным в 1713 г. После революции в 1922 г. монастырь закрыли, а в 1928 г. на территории монастыря разместили дом инвалидов, впоследствии ставший санаторием для участников Великой Отечественной войны. Влахернскую церковь закрыли в 1935 г., храм Димитрия Солунского сгорел в 1939 г., церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в 1929 г. приспособили под электростанцию, в дальнейшем в ней расположили склад и гараж.

Спасо-Влахернский монастырь

Сегодня одна часть наследия монастыря хранится в запасниках Дмитровского и некоторых московских музеев, а о его большей части ничего неизвестно. Считается, что чудотворная Влахернская икона Божией Матери находится в Московском музее им. Андрея Рублева. Судьба еще трех икон, написанных А. Рублевым, — Спаса Нерукотворного, Владимирской иконы Божией Матери и Одигитрии-Смоленской — также не известна. После почти векового забвения Спасо-Влахернский женский монастырь вновь открыли в 2001 г. В Спасском храме постепенно восстановили стены, полы, своды, отремонтировали кровлю собора, отреставрировали колокольню. В настоящее время в монастыре действуют храмы: Спасский собор, в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и вновь отстроенный деревянный храм Димитрия Солунского.

Рядом с монастырем находится деревня Шуколово, она несколько удалена от станции «Икша» и расположена в двух километрах от станции «Турист», бывшей «Влахернской». Шуколово известно по писцовым книгам с XVII в. Начиная с 1627 г. деревня принадлежала боярину Даниилу Шокурову. Поселение делилось на верх и низ, его единственная узкая улица очень круто спускалась с горы в долину реки Икши. На пожертвования стольника И.Ф. Шокурова на вершине деревни была построена Успенская церковь в стиле московского барокко (1701 г., перестроена в XIX в.) с ампирным иконостасом (XIX в.) и трехъярусной колокольней (1762 г.). Около церкви был большой пруд, окаймленный валом с вековыми вязами. В начале 1930-х гг. ее также закрыли, разбили оригинальную белую ограду; со временем церковь обветшала, а ее остов зарос бурьяном. Прошло 70 лет — и в 2001 г. начались масштабные работы по реставрации церкви (храм открыли для службы уже в 1992 г.). Группа живописцев восстановила росписи XIX в., и в наши дни архитектурно-исторический облик собора полностью воссоздан.

В середине XIX в. владельцем Шуколово стал зять декабриста С.Г. Волконского. После возвращения из ссылки в 1856 г. сам Волконский подолгу жил у дочери и зятя. В конце XIX в. дом купил французский коммерсант Савенар, а после революции комитет бедноты поселил в нем чернорабочих. Деревянное здание с надстройкой, остаток дома князей Волконских, еще долго стояло на самом краю Шуколовского оврага с крутыми склонами и ручьем, но до настоящего времени 2-этажный дом не сохранился, а от парка осталась лишь часть.

Надгробная плита на могиле художника С.В. Иванова

Деревня Свистуха расположена в 14 км от станции «Икша» и в 3 км от станции «Турист». В этой деревне в 1903 г. известный русский живописец С.В. Иванов, продолжатель традиций передвижников, ученик В.Г. Перова, купил небольшой участок земли и построил себе дачу. Его полотна, написанные в Свистухе, посвящены жизни крестьян. Также ему принадлежат иллюстрации юбилейного издания А.С. Пушкина, выпущенного в 1899 г. С.В. Иванов умер в 1910 г., его похоронили на кладбище соседнего села Деденево. Позже прах художника и надгробная плита, выполненная по эскизу А.М. Васнецова (он жил по соседству, на противоположном берегу Яхромы, в имении своего брата, знаменитого русского живописца В.М. Васнецова), были перенесены на территорию его усадьбы-дачи. До наших дней сохранились дом и мастерская С.В. Иванова.

Окрестности Икши в летний период оживляют дачники. В советское время дачи были привилегией, которую даровали элите в качестве награды за верную службу. Так, сразу после войны в 1946 г. на противоположном берегу от станции «Икша» около станции «Трудовая-Северная» построили дачный поселок. Согласно правительственному постановлению от 1945 г., И. Сталин распорядился маршалам, генералам и офицерам дать в собственность землю по размерам службы. Членами Военного Совета и Г. Жуковым было принято решение, по каким проектам строить. Дачи возводили пленные немцы, которых каждый день привозили на стройку. Дома были типовые с верандами, от 7 до 12 комнат, каменные и двух-этажные. В каждом доме имелся свой кинозал, т.к. на дачи привозили кинофильмы. Генералы разбивали фруктовые сады, выращивали цветы и разводили домашних птиц.

Около деревни Пчёлка вдоль реки Катешка, которая впадает в водохранилище, расположился дачный поселок летчиков-испытателей. Построили его на месте участка 5 Дмитлага, это был штрафной участок со специальной усиленной охраной, где держали заключенных, пойманных после побега. Согласно легенде, дачный поселок летчиков-испытателей появился следующим образом. Во время наступления фашистов на Москву три советских летчика были сбиты, но благополучно приземлились на парашютах недалеко от поселка «Икша». В конце войны летчиков пригласили на празднование победы, и Иосиф Сталин спросил их: «Ребята, что хотите?». Они рассказали, что в 1941 г. их сбили, а самолет упал рядом с водохранилищем, и попросили: «Если вы позволите, мы бы хотели построить там дачи.»

Сталин издал указ, и многие известные пилоты получили в этом месте землю под дачи. В 1960–1970-х гг. в поселке выстроили свои дачи и несколько космонавтов. Была и своя достопримечательность в поселке — «бутылочный домик», увитый диким виноградом, с высоким шпилем и белой чайкой. Постройку сложил из бутылок шампанского бывший военный летчик А. Пьецух, и смотреть этот переливающийся разны- ми цветами чудо-дом приходила вся округа.

Также напротив деревни Пчёлка и рядом с поселком летчиков-испытателей Союз кинематографистов в 1968 г. выбрал участок под строительство кооперативного дома творчества «Искусство». Строилось здание очень долго и только в 1981 г. в доме на берегу Икшинского водохранилища справили новоселье не только заслуженные артисты, режиссеры, сценаристы, операторы, но и представители других творческих профессий: поэты, художники, архитекторы, драматурги, скульпторы и журналисты. Четырехэтажное здание из желтого кирпича L-образной формы с глубокими лоджиями и по сей день стоит на самом берегу водохранилища, напоминая ведомственный пансионат советских времен.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Рождествено-Суворове. На первом плане — могила С. Федорова.

За входом в Пестовско-Икшинский соединительный канал расположено село Рождествено-Суворово. Прежде оно называлось Михайлово, но в 1665 г. в селе построили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После этого село получило название Рождествено. Владел имением думный дьяк И. Гавренев, который в 1670 г. продал его Ф.Ю. Барятинскому. В XVII–XVIII вв. имение принадлежало князьям Барятинским, а с 1773 г. Суворовым, сначала отцу, генералу В.И. Суворову, а потом сыну, знаменитому полководцу А.В. Суворову. Усадьба сгорела в 1812 г., но сохранилась кирпичная пятиглавая церковь Рождества Богородицы с шатровой колокольней. Ее первая постройка датируется 1620 г., последнее здание — 1714 г., выстроено князем Ф.Ю. Барятинским и является образцом московского барокко. В подклети храма находилась могила отца фельдмаршала, но после революции она была осквернена, вскрыт склеп с телом отца полководца Суворова, похищены из гроба его доспехи. Известный офтальмолог Святослав Федоров помогал в конце 1970-х – 1980-х гг. восстанавливать церковь и возрождать приход. Храм открыли в 1989 г. Он полностью отреставрирован и действует. У церкви погребены генерал В.И. Суворов и врач-офтальмолог С. Федоров.

Постепенно вдоль канала им. Москвы, в границах городского поселения «Икша», рядом с деревнями и поселками появлялись дачи, турбазы и дома отдыха разных министерств, предприятий и НИИ. Перемешивался пестрый социальный состав граждан, создавая особую атмосферу, так называемый дух места. В перестроечные годы пришло очередное новое время для нашей страны, и, как и повсюду, начала меняться застройка окрестностей станции «Икша». Появились дорогие коттеджи на месте старых дач и проданных совхозных полей. Собственники земель иссекли заборами широкие просторы и леса вдоль канала.

Деньги и частная собственность затмевают благоразумные социально-экономические предложения, которые могли бы привести к сбалансированному соотношению частной застройки и возможности свободного доступа к природным ландшафтам и берегам водохранилища большинству наших соотечественников. Необходимо отметить, что и пристани на канале им. Москвы в настоящее время, за очень редким исключением, не функционируют.

Таким образом, прокладка железной дороги Москва – Савёлово в конце XIX в., затем канала им. Москвы в ХХ в. послужили развитию и росту поселка Икша. Одновременно его окрестности в годы советской власти пережили варварское разорение, уничтожение храмов построенных в XVII–XIX вв., и дореволюционных усадеб. В период 1990-х гг. и в начале нового тысячелетия началось восстановление утраченных памятников, передача их церкви и стремление сохранить православную духовную культуру. Икша и прилегающие к ней деревни получили возможность свободного экономического развития, но параллельно происходят и негативные процессы, связанные со становлением капитализма в России и проведением непродуманной политики в отношении сохранения природных

Автор: Полина ЗУЕВА, доцент Московского Архитектурного института (МАРХИ)
По материалам журнала «Северная Жемчужина»

Добавить комментарий

Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Email комментаторов не публикуется.