За золотом в… Подмосковье.
Как-то раз попало мне на глаза сообщение в газете о существовании залежей этого металла вблизи Москвы. Правда, точных координат не сообщалось. Вот тогда и мелькнула шальная мысль: а почему бы не попробовать? Ведь позади много лет работы геологом.
Для начала обратился к известному минералогу и геохимику В. И. Вернадскому. В одной из книг в разделе «Золото России» он писал: «Около г. Москвы и его пределах (Лосиный остров), в Дмитровском узле, около станции Икша находятся очень бедные ледниковые россыпи». Подтверждались сведения и в книге А. Иванова «Материалы для минералогических и геологических экскурсий под Москвой». Правда, о подмосковном золоте в ней сказано скупо, без оптимизма. Так какой же маршрут выбрать? Лосиный остров настолько сегодня перекопан и застроен, что искать там можно разве что золото, потерянное из сумочки. А вот Икша… По свидетельству Иванова, там в большом овраге удачливые добытчики намывали до 5–15 крупинок на полведра песку.
Выбрав погожий день, мы втроем приехали на станцию Икша. Справа открывалась долина реки, слева высились крутые холмы. Некогда их нагромоздил ледник, протянувшийся сюда из Скандинавии. Он-то и прихватывал на своем долгом пути золотоносные породы и, порядком их перетерев, бросил здесь. Хорошо бы воспользоваться хотя бы крохотной толикой.
Давно заброшенная стоянка добытчиков золота в Икше
Намывание золота — дело нехитрое. Зачерпываешь грунт, кладёшь в тазик и начинаешь промывать, покачивая и потрясывая, выкидывая крупные камешки. Лёгкий материал уносится водой, а тяжелый останется. В конце концов он образует тёмный мелкозернистый шлих, в котором есть смысл покопаться.
Я было пожадничал, набрав полный тазик песка. Долго его месил, промывал, выгребал крупные обломки. Наконец на дне остался налёт чёрной пыли. Кое-как смыл ее на листок бумаги, внимательно осмотрел: ничего похожего на золотники.
Вооружился увеличительным стеклом. Обозначилась каждая крупиночка. Красота-то какая! Сверкающие, крохотные кристаллики кварца, розовые гранаты (альмандины) и разная, непонятная, но тоже красивая мелочь. Бросились в глаза какие-то подозрительно жёлтые пылинки. Малюсенькие! Нет, пожалуй, больше всего похожи на слюду. Но даже если и золото, то в таком микроскопическом виде, что извлечь невозможно.
Добыча моих спутников была не большей. Они заметно охладели к работе. Но напоследок решили провести общую рекогносцировку, хотя с этого надо было бы начинать. Поднялись наверх, к оврагу. Ручей продолжался и там — за деревянным прогнившим мостиком начались ямы и песчаные высыпки. Кто то, видимо, здесь основательно покопался.
Под брёвнами открылся чёрный провал шурфа
Еще ближе к верховьям оврага на приступочке под бревнышками открылся черный провал шурфа. Сделан вполне профессионально. Глубина не менее 3 метров. Похоже, поработали те, кого всерьез поразила «золотая лихорадка». Судя по всему, они опробовали различные песчаные горизонты в надежде обнаружить наиболее продуктивный.
Поперек оврага нашли нечто подобное небольшой плотине. Здесь вроде бы и велась активная промывка грунта.
Чем завершились эти работы? Возможно, кому-то удалось добыть некоторую толику золота. Да овчинка вряд ли стоила выделки. Не исключено, правда, что добытчикам удалось обнаружить и отработать более или менее бедную, но для Подмосковья вполне приличную россыпь.
Эх, поторопились свернуть работы. Хоть какие-нибудь крохи, а глядишь, собрали бы.
Вот сколько золота мы мечтали намыть. Увы!
…Начало смеркаться. Навьючив рюкзаки, двинулись восвояси. Устали, намаялись, но и золото видели!
Великолепное подмосковное золото солнечной осени, осыпанное золото берёз…
Автор: Р. Баландин
По материалам журнала «Юный Техник» № 3 1993-й год
Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Email комментаторов не публикуется.