Мусорный Коганат
К настоящему времени в сфере обращения с отходами в Московской области сложилась кризисная ситуация, серьезная настолько, что вмешиваться в неё пришлось даже лично Президенту России В. В. Путину. Во время прямой линии с Президентом 15 июня 2017 года у граждан было немало вопросов, адресованных главе государства и связанных именно с проблемой мусорных свалок Подмосковья. Сама по себе ситуация, когда региональные проблемы приходится решать за счет вмешательства федерального центра и даже Президента как нельзя лучше демонстрируют степень запущенности проблемы на местном уровне. Возникает резонный вопрос: почему же профильные региональные ведомства, в данном случае — Министерство экологии и природопользования Московской области, возглавляемое А. Б. Коганом, со всеми находящимися в их распоряжении ресурсами и механизмами оказывается бессильным в решении вопросов, находящихся в их компетенции? Давайте попробуем дать ответ на этот вопрос, опираясь на факты и цифры.
В последнее время в Подмосковье активно закрывались полигоны ТБО. На сегодняшний день в Московской области осталось только 17 полигонов. За последние годы было закрыто 22 полигона. Таким образом, мощности по размещению твердых коммунальных отходов (ТКО) постоянно сокращаются. Как вы думаете, что в то же самое время происходит с количеством мусора, который вырабатывает Москва и область? Правильно, оно, наоборот, возрастает. В 2016 году только Москва уже вырабатывала более семи миллионов тонн ТКО в год, около четырёх миллионов тонн приходилось на область. Для сравнения, в 2011 году в столице было только около 6 млн. тонн ТКО. Таким образом, нехитрые арифметические подсчёты, когда количество мусора возрастает, а количество полигонов сокращается, позволяют сделать однозначный вывод о грядущем мусорном коллапсе и необходимости принятия срочных мер по его предотвращению.
Однако, по непонятной причине, огромные объемы столичного мусора, львиная доля которого размещается именно в Подмосковье, оказались не учтены при утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Московской области. К слову сказать, за разработку этой схемы для Московской области (действует до 2030 года) было заплачено целых 80 млн. бюджетных средств, в то время как разработка подобных документов для других субъектов России обходится в десятки раз дешевле. После недавнего преждевременного закрытия нескольких крупных полигонов, таких как «Кучино» и «Кулаковский», Минэкологии, по всей видимости, придется готовить новую схему и снова тратить на это приличную сумму.
Москва всегда возила свой мусор в область, и будет продолжать это делать. Данный факт не отменить в силу соображений географии и логистики. Более того, не секретом является и то, что многие московские операторы вывозят свой мусор на полигоны сопредельных с Московской областей только на бумаге — уж очень хочется им сэкономить на транспортных расходах. Максимальные мощности оставшихся полигонов ТБО составляют менее 4 млн. тонн ТКО в год. На трёх мусоросжигательных заводах Москвы сжигается только около 800 тыс. тонн отходов в год. Получается, что ещё 6 млн. тонн ТКО в год деть просто-напросто некуда. Интересно, думал ли об этом министр экологии Подмосковья А. Б. Коган, предлагая на утверждение Правительства области Территориальную схему обращения с отходами Московской области?
Возможно, и думал… Закономерным следствием его деятельности на занимаемом посту стало расползание по всей области огромного количества незаконных мусорных свалок. Они образовались в Дмитровском (Икша, Никольское), Рузском (Часцы), Ногинском (Электроугли, СНТ «Ветеран»), Солнечногорском (Соколово, Алексеевское, Мошницы), Одинцовском (Пронское, Никольское) и других районах Московской области. На некоторые из них в день заходили не десятки, а даже сотни мусоровозов. Помимо чисто криминальной составляющей у появления этих свалок была и остаётся и чисто объективная причина — мусор просто-напросто некуда возить. Вокруг этих свалок сразу стали происходить очень странные вещи. Несмотря на оперативные сигналы местных жителей в Минэкологии области, деятельность несанкционированных свалок вовсе не прекращалась. Многие из них проработали более полугода, принимая мусор на регулярной основе. В сети интернет можно найти множество видео- и фоторепортажей местных жителей, блогеров, представителей различных общественных и экологических движений о деятельности подобных объектов. Причём, довольно часто участники процесса отмечают одну пикантную деталь — после визита министра А. Б. Когана на эти объекты поток мусоровозов не только не прекращался, а даже возрастал. В итоге закрывать многие свалки пришлось даже не чиновникам Минэкологии, а самим местным жителям физически перекрывая технике въезд на эти свалки. А кроме незаконных свалок есть ещё и незаконные карьеры, на которых добываются песчано-гравийные смеси, к которым А. Б. Коган также проявляет особый интерес.
Трудно поверить в то, что в Минэкологии не знали, что 6 млн. тонн отходов будет растворяться в подмосковных карьерах, оврагах и лесах. Но вот только министерство — это не коммерческая структура, зарабатывать на отходах, в отличие от собственников полигонов и заводов оно не может. Зато, если учесть коррупционную составляющую в деле незаконных свалок (согласитесь, а как же тут без неё???), заработать, закрывая долгое время глаза на деятельность подобных объектов очень даже можно. Особенно, если знать о неизбежности их появления.
Подобного развития событий можно было бы избежать в том случае, если Минэкологии области заранее позаботилось о необходимых мощностях по размещению отходов. В Московской области существуют зарезервированные под полигоны участки, достаточно удаленные от населенных пунктов. Есть и инвесторы, готовые их построить и ввести в эксплуатацию. Однако, длительное время министр А. Б. Коган под различными предлогами категорически отказывался предоставлять эти участки для создания полигонов. Так, в декабре 2016 года это было сделано под предлогом недопущния роста социальной напряженности в связи с открытием новых полигонов ТБО. Тогда А. Б. Коган отменил конкурс на распределение этих участков среди заинтересованных инвесторов. Вместо этого потом была предложена сомнительная с точки зрения экономической целесообразности и экологической безопасности схема по введению в строй производственных комплексов для компоста и RDF-топлива. В связи с отсутствием механизмов рыночной реализации подобных продуктов А. Б. Коган не нашел ничего лучше как предложить потенциальным инвесторам складировать все это в отработанных карьерах. В итоге было издано Постановление № 272/13, которое открывает возможности по созданию новых полигонов ТБО в Московской области. Но время существенно упущено — первые полигоны смогут заработать не ранее 2019–2020 гг.
Мусорная свалка — вещь неприятная во всех отношениях. От неё может не только плохо пахнуть, она еще создаёт и очаги социальной напряженности. Особенно, если расположена в непосредственной близости от жилых кварталов и дачных поселков. В итоге запрет на введение в эксплуатацию новых полигонов, максимально удаленных от населенных пунктов, оказался огромной бедой, поскольку, с учетом дефицита мощностей по размещению мусора, оставшиеся действующие полигоны по указанию А. Б. Когана были вынуждены принимать мусор в объемах, многократно превыщающих проектные мощности. Всё это, разумеется, не могло не привести к повышению предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также к физической невозможности пересыпать принимаемый мусор грунтом в необходимых объемах. Жители соседних с полигонами населенных пунктов массово стали жаловаться на неприятные запахи и плохое самочувствие. Руководство Волоколамского района даже было вынуждено ввести режим ЧС в окрестностях полигона ТБО «Ядрово». Все это вылилось в массовые акции протеста, в том числе с нарушением общественного порядка. Очень быстро определенные силы стали политизировать эти массовые акции. В общем, прекрасный подарок к выборам Президента РФ сделал министр А. Б. Коган политическому руководству страны и жителям Подмосковья.
Особо отметим, что границы взаимного расположения полигонов ТБО и жилых домов регламентируются нормативами санитарно-защитных зон полигонов — они должны составлять не менее 500 метров. На таких скандально известных полигонах как «Кучино» и «Торбеево» эти нормативы были грубейшим образом нарушены, что и вызвало всплеск народного негодования. При этом совершенно не понятно, как эти полигоны вообще оказались включены в Территориальную схему обращения с отходами Московской области. От полигона ТБО «Торбеево» ближайшие дома расположены всего в 40 метрах. Похожая плачевная ситуация была и с закрытым полигоном ТБО «Кучино». В результате то ли некомпетентности, то ли прямого злого умысла министра А. Б. Когана факт непосредственного соседства этих свалок с жилыми домами стал поводом для публичного унизительного выговора губернатора Московской области А. Ю. Воробьева Президентом России В. В. Путиным. В Московской области достаточно земли, чтобы строить и открывать полигоны вдали от густонаселенных районов, таких, как, например, Балашиха, не провоцируя тем самым народный гнев и не дискредитируя областную власть в глазах местного населения.
Понятно, что закрытие любой свалки имеет политический подтекст. Однако руководство в Минэкологии области, включая министра А. Б. Когана, — не политики, а чиновники, они должны не конъюнктурными соображениями руководствоваться, а решать существующие проблемы и предвидеть возникновение новых. В ситуации, когда Правительство области запустило программу закрытия полигонов, Минэкологии должно было быть готово дать предложения по новым мощностям для размещения ТКО. Ничего этого сделано не было. В итоге А. Б. Коган не только подставил губернатора Московской области А. Ю. Воробьева перед Президентом, когда губернатор после прямой линии был вынужден всё бросить и мчаться в Балашиху закрывать полигон «Кучино», деятельность которого с ведения Минэкологии много лет осуществлялась с грубейшими нарушениями, но и создал кризисную ситуацию на рынке обращения с отходами, когда после закрытия полигона «Кучино» выяснилось, что московский мусор некуда возить — резервных мощностей просто не оказалось. Но и от этой, казалось бы, крайне неприятной ситуации с полигоном «Кучино» министр А. Б. Коган смог извлечь определенные дивиденды: проект рекультивации этого полигона сейчас разрабатывает «своя» компания ЗАО «Спецгеоэкология», разумеется, не бесплатно, за 50 млн. руб. Нам будет очень интересно проследить, кто же будет в итоге осваивать выделенные на саму рекультивацию средства — по данным СМИ, на это может потребоваться до 4 млрд. руб.
При этом московские чиновники, в отличие от подмосковных, более ответственно отнеслись к проблеме размещения мусора. Заканчивается реконструкция полигона «Малинки» в Новой Москве, после чего для размещения мусора там будет территория площадью около 70 га. Хотя и с этим проектом возникли определенные сложности, московские власти намерены его запустить. В отличие от Москвы, министр А. Б. Коган фактически провалил программу региональных операторов мусора для Московской области, что вносит немалый бардак в общую и без того плачевную картину. Время от времени в различных уголках Подмосковья возникают локальные «мусорные кризисы», что явно не способствует доверию населения к региональной власти.
Может быть, причина подобного халатного отношения к собственным обязанностям связана с надеждой министра на введение в строй четырёх мусоросжигающих заводов компании «РТ-Инвест» в Ногинском, Воскресенском, Наро-Фоминском и Солнечногорском районах? В последнее время этот проект активно обсуждается чиновниками и освещается в СМИ, однако, даже при самых благоприятных обстоятельствах заводы эти будут запущены только в 2022–2023 годах. Куда возить мусор до ввода заводов в эксплуатацию? И насколько к этому времени возрастут объёмы ТКО, вырабатываемые Москвой и областью?
Но и в истории с мусоросжигательными заводами снова начинает работать обычная арифметика. Каждый из этих заводов после запуска будет способен утилизировать 700 тыс. тонн ТКО в год, в сумме сжечь там получится 2,8 млн. тонн мусора в год. Вычитаем из общего объема вырабатываемого столицей и областью количества мусора (около 11 млн.тонн в год) то, что можно разместить на действующих полигона, сжечь на действующих заводах и планируемых новых четырех и получаем остаток в 3,5 миллиона тонн мусора Московского региона, который размещать и сжигать просто негде. В этих расчетах мы не учли выпавшие мощности недавно закрытых полигонов ТБО «Кучино» и «Кулаковский». Поэтому реальный остаток ТКО, которые негде размещать, превышает 4 млн. тонн в год. Есть и ещё одна важная деталь — мусор на этих заводах будет сжигаться не полностью — в год четыре завода будут образовывать около 900 тыс. тонн высокотоксичных золо-шлаковых остатков, относящихся к 3-му классу опасности. Захоранивать такие отходы на обычных полигонах ТБО нельзя, а каждый, кто знает, как в России строятся дороги, сможет сам оценить перспективу закатывать эти остатки в асфальтные покрытия. С высокой долей вероятности, оставшиеся 4 млн. тонн мусора в год и все эти золо-шлаковые остатки пойдут на новые незаконные свалки, борьба с которыми как раз и находится в компетенции Министерства экологии, но последние два года при нынешнем министре ведётся подозрительно неэффективно.
К сожалению, всё это позволяет предположить, что для министра А. Б. Когана такое положение дел просто выгодно, поскольку позволяет выстраивать в сфере обращения с отходами определенные схемы, которые, несомненно, могут заинтересовать правоохранительные органы. Крайне сложно обложить данью легально работающий полигон, собственники которого худо-бедно, но заинтересованы в соблюдении природоохранных норм, поскольку в противном случае оказываются вынуждены платить немалые штрафы. Другое дело — незаконные свалки, время жизни, а, соответственно, и доходность которых напрямую зависит от того, насколько честно и бескорыстно чиновники с ними борются. Более того, по всей видимости, совсем неспроста министр А. Б. Коган неоднократно угрожал отзывом лицензий подмосковным полигонам, принимающим московский мусор. Если бы полигоны действительно прекратили это делать, то оказаться этот мусор мог в итоге только на незаконных свалках.
К легальным полигонам у министра А. Б. Когана также есть определенный интерес. В нашем распоряжении есть сведения о том, что лица, представляющие интересы министра, за символические средства пытались получить контрольный пакет полигона ТБО «Кулаковский» в Чеховском районе, а также требовали доли в полигонах ТБО «Тимохово» в Ногинском районе и «Ядрово» в Волоколамском районе. В обоих случаях угрожали засыпать полигоны проверками и штрафами, что, собственно, и случилось после отказа собственников принять подобные предложения. Но и другим полигонам работать в такой обстановке становится крайне сложно. С одной стороны, министр А. Б. Коган от них требует принимать повышенные объемы отходов, чтобы не дать Москве захлебнуться в собственном мусоре, с другой стороны, также засыпает их проверками и судебными исками.
В этой ситуации интересно складываются отношения А. Б. Когана с некоторыми «общественниками», которые всегда готовы заработать на природоохранной тематике. Речь идет о дельцах из таких партий, как «Альянс зеленых» и «Партия Роста». Их представители регулярно заезжают в Министерство экологии Московской области, после чего предлагают руководству подмосковных полигонов за финансовое вознаграждение организовать работу по выведению народного протеста в конструктивное русло и создание положительного образа работающего предприятия по приему мусора.
Сказанного здесь вполне достаточно для того, чтобы констатировать даже не профессиональную некомпетентность (нет профильного образования), но прямую вовлеченность в коррупционные схемы Подмосковного министра экологии А. Б. Когана. За два с половиной года, что он находится на своём посту, область утонула в отходах и покрылась незаконными свалками, которые возникают быстрее, чем их успевают закрывать. Мусорные проблемы Подмосковья уверенно входят в топ новостей не только региональных, но и федеральных СМИ, и из экологической плоскости давно перешли в общественно-политическую. В результате действий министра А. Б. Когана на своём посту в столичном регионе с населением в двадцать миллионов человек был создан полноценный очаг социальной напряженности. Бессилие чиновников-экологов в разрешении мусорных проблем, которое постоянно наблюдают граждане, подрывает в их глазах авторитет федеральной и местной власти.
Волна митингов и массовых протестов с попыткой перекрытия федеральных трасс, как закономерная реакция граждан на мусорный кризис, прокатились по Подмосковью буквально за 1–2 недели до выборов Президента России. При этом А. Б. Коган санкционировал введение режима ЧС в Волоколамском районе и добивается того же самого в Клинском районе. Всё это, несомненно, повысит накал протестных настроений в этих районах Московской области и напрямую повлияет на явку избирателей и результаты голосования.
Трудно представить, что министр А. Б. Коган не отдаёт себе отчёт в социальных и политических последствиях созданного им мусорного кризиса, особенно. Являясь членом Высшего совета партии «Единая Россия», он, казалось бы, должен прикладывать все усилия для того, чтобы экологические проблемы столичного региона не становились поводом для нагнетания протестных настроений и снижения рейтинга действующей власти. Так что коррупционные интересы министра А. Б. Когана в данном случае являются лишь самым безобидным объяснением происходящего. Фактически его деятельность на занимаемом посту носит откровенно деструктивный характер и должна рассматриваться в политическом контексте. Обращение с отходами — общественно значимая отрасль, создание системных проблем в этой сфере уже вызвало протесты и даже массовые выступления местных жителей, которым «посчастливилось» жить рядом с незаконными или «законными», но нарушающими все нормативы, свалками. И пойти на этот шаг их заставляет вовсе не отсутствие патриотических настроений, а безнадежность сложившейся ситуации. А. Б. Коган фактически саботировал развитие отрасли и действует как самый настоящий агент зарубежного влияния. Правоохранительным органам явно стоит проверить министра на предмет подготовки «запасных аэродромов» для себя и родственников где-нибудь за рубежом, а также факты получения им иностранного финансирования. Вопрос о соответствии министра А. Б. Когана занимаемой им должности с учетом результатов его деятельности требует своего скорейшего решения.
Первоисточник: Марш против коррупции.
Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Email комментаторов не публикуется.