Довоенный период
Яндекс.Погода
Икша и её окрестности в довоенный период

Первым относительно крупным предприятием на территории современной Икши был гвоздильный завод (витрина, планшет над ней). Завод был основан в 1907 году германским подданным Юлиусом Вильямом Пеге на месте бывшей небольшой мельницы. Вначале было установлено только 5 тянульных баранов и 4 гвоздильных машины. Окончательная постройка завода была закончена в 1912 году. В кирпичном корпусе были установлены 100-сильный локомобиль завода Вольф, 30 тянульных барабанов и 25 гвоздильных машины. Завод работал в две смены и имел 100 чел. рабочих.

С 1014 г. по 1916 г. завод работал на военные нужды, вырабатывал колючую проволку.

С момента национализации завода производство вначале резко падает. К 1919 г. завод находился накануне закрытия, и только благодаря самостоятельности и самоотверженности, сознательности рабочих завод не пошёл в консервацию, которая неминуемо привела бы к окончательной ликвидации.

К началу 1930-х годов был оборудован 40 тянульными барабанами и имеет 2 многократных станка, а гвоздильных станков 49 шт. по планам первой пятилетки развития народного хозяйства (1928—1932 гг.) трест «Моссредпром» предполагал произвести реконструкцию и расширение завода. Но в 1931 г. правительством был утвержден план строительства канала (Дмитровский вариант) и завод вследствие того, что трасса канала захватила местность, где завод был расположен, был ликвидирован. Его оборудование было перевезено в г. Москву (на завод), куда выехала и большая часть квалифицированной рабочей силы.

К февралю 1917 года на Икшинском гвоздильном заводе сформировалась большевистская партийная организация под руководством В. В. Минина, Г. В. Минина, А. В. Ловыгина, М. В. Куренкова и др. Тогда же из работников Икшинского завода был сформирован первый в Дмитровском уезде Красногвардейский отряд.

После Октябрьской революции лавки купцов Кашехлебовых были национализированы: в их чайных организовали комитет бедноты, детскую столовую для кормления детей рабочих, крестьян, бедняков. В одной из чайных организовали рабочий клуб Икшанского завода. Афанасий Романов, имевший кирпичный завод и разработанные торфяные болота комитетом был обложен налогом в 13 тысяч рублей в пользу государства. У мелкого фабриканта Сергея Логинова, имевшего в Спас-Каменке небольшое галунное производство, большевики национализировали продуктовый склад. При непосредственном участии Икшинских большевиков формировался Уездный совет рабочих депутатов и создавались большевистские органы в уезде и самом Дмитрове.

В 1903 году на базе московского Рукавишниковского приюта было открыто отделение, получившие название Фидлеровское отделение Рукавишниковского приюта и ставшие впоследствии Икшинской воспитательной колонией.

Хозяйство в приюте, как и в других заведениях подобного рода, было почти натуральным, ничего не надо было покупать. Всё достигалось трудом воспитанников на своей земле, в своих мастерских. В отличие от Рукавишниковского приюта отделение около станции Икша было с «земледельческим уклоном» и располагалось на площади около 200 десяти. На личные средства и под наблюдением К. В. Рукавишникова там построили капитальные дома для воспитанников, семей служащих, мастерских и учебных классов, а также ряд хозяйственнных объектов и церковь в честь равноапостольных Константина и Елены. Филиал назвали Фидлеровской колонией — по случаю 25-летней безупречной службы в приюте А. А. Фидлера, ставшего к тому времени крупным специалистом по вопросам исправительных заведений для малолетних преступников.

После революции на базе Рукавишниковского приюта был открыт приют для морально-дефективных детей, в котором на конец октября 1920 года содержались 63 воспитанника. В целях улучшения воспитательной работы была изменена вся система работы учреждения, обновлен кадровый состав, а в 1921 году детдом был реорганизован в трудовую колонию.

Деткомиссия ВЦИК, созданная в 1921 году и входившая в состав аппарата Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, основное внимание направила на оказание помощи детям-беспризорникам. В этот период метод трудового воспитания в колониях становится основным и общеобязательным, что полностью соответствует политике государства в области тюремного права.

В 1932 году все места заключения из Наркомата юстиции были переданы в ведение НКВД. Изменилось и название колонии: с 1922 по 1939 год она называлась Колонией НКВД для беспризорников. Зона была открытой, без заборов, материальная база укреплялась за счёт средств, выделяемых государством. Имелась 4-классная школа, в которой воспитанники учились 3–4 часа в день.

Летом 1940 года Икшинская трудколония НКВД была реформирована, а мастерские переданы заводу Гидропривод, входившему в состав Министерства среднего машиностроения. Гидропривод в 1940–1941 годах завёз оборудование, но построить завод и пустить его не удалось: помешала война.

С ноября 1941 по февраль 1945 года на базе колонии размещался 15-й артиллерийский полк; в цехах выпускались гранаты, мины.

С февраля 1945 года учреждение снова становится колонией для несовершеннолетних осужденных. Вместе с ребятами на заводе работали немцы-военнопленные. Зона продолжала оставаться открытой. Строительство охранных сооружений началось лишь в 1953 году.

С 1946 по 1954 годы в производственных мастерских колонии выпускались запасные части для автомобилей, фильтровентиляционные агрегаты (ФВА-49). В 50-60-е годы осваиваются новые виды продукции, расширяется производство, многие виды продукции отправлялись не только в союзные республики, но и за рубеж.

Строительство канала Москва-Волга (витрина и планшет над ней) преследовало прежде всего цель доставки волжской воды в сильно обмелевшую Москву-реку.

Летом 1932 года Совет народных комиссаров утвердил Дмитровский проект строительства канала. Строительство было поручено ОГПУ НКВД, которое разместило штаб строительства в Дмитрове, на территории Борисоглебского монастыря. Основными строителями канала были заключённые и через Дмитлаг за 1932—1937 гг. прошло, по разным данным, от 600 тыс. до 1 млн. 200 тыс. человек.

Вдоль трассы строящегося канала выросли многочисленные филиалы Дмитлага. Каждый отдельный строящийся «объект» — шлюз, насосная станция, отрезок самого канала — окружался колючей проволкой в два ряда. Вдоль проволки через определенное количество метров высились сторожевые вышки. Техники в начале строительства было мало, на основных участках работы применялись лопаты, кирки, носилки, тачки. Строители канала жили в очень тяжёлых условиях. Жилые зоны состояли из приземистых бараков, от недоедания и каторжного труда люди умирали сотнями ежедневно.

При строительстве канала Москва — Волга часть Савёловской железнодорожной линии на перегоне Турист — Икша, где она совпадала с трассой канала, была перенесена. Трасса канала на участке Икша прошла по той стороне построек, которая была на левом берегу реки Икши, захватывая и шоссе, и русло реки. Поэтому при строительстве пришлось проделать сложную работу — отнести шоссе и сам посёлок через железную дорогу. Шоссе прошло на том же расстоянии от станции, как раньше, но только по другую сторону железной дороги, а посёлок ещё выше, на гребень холма, куда и были перенесены дома отдельных жителей посёлка. Река Икша вместе с впадающей в неё речкой Базаровкой пущена отдельным искусственным каналом близ полотна железной дороги, и проходит под канал им. Москвы, закрытым туннелем-дюкером.

На месте завода построен шлюз № 6, на месте Игнатовской мельницы шлюз № 5.

Кроме основных производственных зданий канала были построены здания для нужд обслуживания канала — дома служащих и рабочих, амбулатория, клуб и прочие. Многие деревни также выселили и снесли, а часть переселили. Например, деревня Пчёлка, расположенная недалеко от станции, на самом деле представляла собой хутора с пасеками, перенесённые из-за строительства канала.

В 1934 г. строительство канала набирало темпы. Икшинский участок вошёл в центральный район Мосволгостроя. В зависимости от объема экскаваторных работ участки делились на крупные и средние. Икшинский был отнесён к крупным районам, и, начиная только с 1935 г., здесь работало от 15 до 25 экскаваторов.

Икшинский двухступенчатый узел является последним на пути канала к водораздельному бьёфу. В состав узла входят два последним на пути канала к водораздельному бьёфу. В состав узла входят два однокамерных шлюза, две насосные станции при каждом шлюзе, земляная плотина на реке Икша, образующая Икшинское водохранилище, с пристанью Речка Черная. Полезный объём водохранилища составляет 8 млн. кубометров, его площадь — 5,1 квадратных километров, длина — 5.6 километров, ширина — до 1,5 километров. Водохранилище весьма глубоко, в некоторых местах глубина достигает 8 метров. Икшинское водохранилище в основном выполняет функцию водоснабжения столицы. Водохранилище непосредственно связано с системой канала имени Москвы. Северной границей водохранилища служит шестой шлюз канала, а на юге Икшинское водохранилище соединяется с другим — Пестовским. Перед входом в водохранилище со стороны Волги были сооружены заградительные ворота № 108 (архитектор И. Белдовский). В здании заградительных ворот в нижнем уровне дано простое конструктивное решение, а верхний отличали более богатые формы, вводился декор и мотив закругления.

Сторительство канала было завершено весной 1937 года, а в мае по нему пошли первые суда.

В 1947 году, в канун 800-летия Москвы, первоначальное название «Москва-Волга» было изменено на канал имени Москвы.

Валенки | Икша и её окрестности в довоенный период
Колесо тачки | Икша и её окрестности в довоенный период
Гвоздильный завод | Икша и её окрестности в довоенный период
Довоенные фото и Подкова на счастье | Икша и её окрестности в довоенный период
Стенд музея | Икша и её окрестности в довоенный период
Строительство канала им. Москвы  | Икша и её окрестности в довоенный период
Фото работников канала | Икша и её окрестности в довоенный период
Стенд музея | Икша и её окрестности в довоенный период
Газеты.довоенные | Икша и её окрестности в довоенный период
Стенд музея | Икша и её окрестности в довоенный период

Добавить комментарий

Для комментирования не нужна регистрация. Правила публикации: согласно здравому смыслу. Спам удаляется, бан спамерам по ip, немедленный и навсегда. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поселок городского типа Икша

поселок икша Дмитровский городской округ Московская область
Поселок Икша возник в 1889 году при строительстве железной дороги Москва — Дмитров при станции Икша, названной по реке Икше. Активно развился в связи со строительством канала имени Москвы. В 1939 году присвоен статус поселка городского типа.

Полезно и интересно

S5 Box

Вопрос администратору сайта

Ваша электронная почта*

Ваше сообщение, коротко и по сути*

Заказать обратный звонок

Оствьте свой телефон. Мастер компьютерной помощи оперативно вам перезвонит. Только в Икше!

Как к вам обращаться? Ваше имя.*

Причина обращения

Ваш телефон*