Канал Москва – Волга
Приветствуем Вас на нашем сайте и: — Добро пожаловать в Икшу!
  • Регистрация

Первое предложение соединить реку Москву с Волгой было обнаружено в государственных бумагах времён Алексея Михайловича. При его сыне Петре Алексеевиче инженер Генинг разработал соответствующий проект. Ставилась задача облегчить транспортировку грузов с Волги через Москву-реку на север, исключить сухопутные участки пути из волжан в балты, воспоминания о которых сохранилось в известных топонимах Вышний Волочок и Волоколамск. Когда проект был готов, Пётр Алексеевич ознакомился со сметой, сказал: «Однако!» — и о канале пришлось на время забыть — для молодой Российской империи такие сметы были ещё не по карману.

Второй раз к проекту вернулись при Николае I. Начали рыть в 1825 году, закончили в 1850-м. Видимо, в те времена уже существовал знаменитый российский стройбат: на строительстве канала работали в основном солдаты Его императорского Величества. В 1850 году открыли канал, а через год закончилось строительство первой железной дороги Санкт-Петербург — Москва. С самого начала её эксплуатации стало ясно, что перевозить грузы по железной дороге гораздо дешевле. Судьба канала была решена. Он просуществовал в общей сложности 10 лет, постепенно приходя в упадок, и в 1860 году был официально закрыт. Инвестиции ушли в песок.

В третий раз о канале заговорили в начале XX века. На первый план вышла проблема снабжения Москвы водой. По расчётам специалистов выходило, что в обозримом будущем москвичи выпьют всю Москву-реку. Но началась I мировая война, за ней последовала гражданская, и о проекте снова пришлось забыть.

Проблему снабжения москвичей водой унаследовала молодая страна Советов. К началу 30-х годов большевики окрепли настолько, что почувствовали в себе силы не только выпить всю воду из Москвы-реки, но и вернуться к проекту и воплотить его в жизнь. В 1931 году политическое решение о строительстве канала Москва-Волга было принято. Через год перед правительственной комиссией предстали три варианта прокладки канала, отличавшиеся трассами и способами подачи воды. Очень привлекателен был народный проект инженера Авдеева. Авдеев предлагал построить в районе города Старица плотину высотой 40 метров. Вода должна была пойти самотёком в Москву по маршруту, указанному на схеме пунктирной линией. Такой способ подачи воды в крупные города известен с давних пор, и он хорошо себя зарекомендовал ещё со времён II пунической войны. На память приходят знаменитые римские и карфагенские акведуки. У «самотёчного» проекта, однако, нашлось немало противников. Но в данном случае хватило и одного. После того как на расширенном заседании Московского горкома партии Глеб Кржижановский прямо сказал: «Я враг любого самотека, как в технической, так и в партийной жизни» — участь самотёчного проекта была решена.

Летом 1932 года Совет народных комиссаров, как называлось тогда правительство рабочих и крестьян, утвердил Дмитровский проект строительства канала. Начинались изыскательские и проектировочные работы. Среди изыскателей были археологи, которые должны были сделать описания объектов, попадавших под затопление и представлявших интерес для исторической науки. В ходе этих работ археологом О. Н. Бадером, выпускником МГУ, впоследствии доктором исторических наук, была исследована Ратминская стрелка. Спрашивается, зачем? Дело в том, что Дмитровский проект в ходе изыскательских работ был скорректирован. Первоначально строительство плотины через Волгу предполагалось за устьем Дубны-реки — там, где впадает в Волгу речка Ситмежь. На этом месте, как гласит предание, стоял монастырь. Неясные упоминания о нём восходят, согласно некоторым источникам, к XV веку. Содержание монастыря было убыточным, и во времена Екатерины II монастырь «попал под секвестр», то есть, попросту говоря, был закрыт. Согласно первоначальному плану, канал должен был начинаться с Ратминской стрелки и идти по руслу реки Дубны. Сооружение дамбы в этом случае обошлось бы дешевле. Но когда начали «бить шурфы», обнаружилось, что геологические условия не позволяют. Строительство плотины перенесли к деревне Иваньково, где грунты покрепче, на 8 километров выше по течению: деревня стояла как раз месте нынешнего шлюза № 1. Как и многие другие населённые пункты, подлежавшие затоплению, Иваньково перенесли на новое место — на территорию так называемой «Любомиловской лесной дачи». По этому случаю Иваньково было переименовано в Ново-Иваньково.

Канал рассматривался не только как крупное гидротехническое сооружение. Это было монументальное произведение искусства эпохи социализма. Скульптурным завершением канала стала композиция из двух равновеликих монументов на берегах аванпоста волжского гидроузла: памятник вождю мирового пролетариата Ульянову-Ленину и прижизненный памятник отцу всех народов Сталину-Джугашвили — обе статуи работы известного скульптора С. Д. Меркурова. Высота каждой статуи — 15 метров, а вместе с постаментом — 26 метров. Сегодня осталась лишь одна статуя — памятник Ленину. Сюда любят приезжать молодожены.

В 1947 году, в канун 800-летия Москвы, первоначальное «канал Москва-Волга» было изменено на канал имени Москвы. Это официально, а неофициально все называют его просто «канал». «Московское море» — тоже, кстати, название неофициальное — было переименовано в Иваньковское водохранилище. Водохранилище — неважная замена морю. Поэтому в Дмитрове и Дубне Иваньковское водохранилище по-прежнему называют морем. Другое водохранилище — Икшинское — первым из системы подмосковных водохранилищ принимает воду реки Волги. Полезный объем водохранилища составляет 8 млн. кубометров, его площадь — 5,1 квадратных километров, длина — 5,6 километров, ширина — до 1,5 километров. Водохранилище весьма глубоко, в некоторых местах глубина достигает 8 метров. Икшинское водохранилище в основном выполняет функцию водоснабжения столицы. Водохранилище непосредственно связано с системой канала имени Москвы. Северной границей водохранилища служит шестой шлюз канала, а на юге Икшинское водохранилище соединяется с другим — Пестовским. Судоходным водохранилище остается с апреля до ноября, а с декабря по март его сковывает толстый лед.

Шлюзы

Одной из достопримечательностей в Икше, без сомнения, является каскад шлюзов в стиле сталинского ампира.

Икшинский двухступенчатый узел является последним на пути канала к водораздельному бьефу. В состав узла входят два однокамерных шлюза, две насосные станции при каждом шлюзе, земляная плотина на реке Икша, образующая Икшинское водохранилище, площадью 5 кв. км, с пристанью Речка Черная.

Перед входом в водохранилище со стороны Волги были сооружены заградительные ворота № 108 (архитектор И. Белдовский). В здании заградительных ворот в нижнем уровне дано простое конструктивное решение, а верхний отличали более богатые формы, вводился декор.

Возле самой Икши располагаются башни шлюза № 6 и здание насосной станции. Отсюда начинается спуск канала к Волге. Высотную композицию башен шлюза № 6 выполнили по проекту архитектора Г. Вегмана. Композиция башен заканчивалась двумя группами скульптур (скульпторы Р. Иодко, Д. Шварц, А. Тенита), поставленными вдоль оси канала. Наружные торцы фасадов башен управления шлюза № 6 со стороны нижнего подхода украсили фрески художника Л. Бруни.

Через два километра — шлюз № 5. Его возвели по проекту архитектора Д. Савицкого. Ансамбль шлюза № 5 был хорошо увязан с ландшафтом местности. Его архитектура, включенная в природу, становилась ведущим началом для своего окружения и, отражаясь в воде, создавала дополнительную выразительность. На подходе к нему установлена скульптура девушки, поднявшей над головой модель парусного судна — эмблему водного пути (авт. Ю. А. Кун).

противопожарный режим 29.04.2016 года на территории городского поселения Икша введен особый противопожарный режим!

Поиски Икши на Дмитровском шоссе

Как увидел стеллу «Дмитровский район» — так значит и приехал: Икша!

S5 Box

Авторизация

Уже уходите?

Регистрация

икша