Икша: посиделки на канале имени Москвы
В Икшу давно собирался съездить ещё в декабре после посещения Дубны, где увидел своими глазами начало Канала имени Москвы, берущее начало от Волги в районе Иваньковского водохранилища (оно же Московское море).
Что означает название Икша? Я сначала думал, что слово именно финно-угорское происхождение, однако при прогулке мне поведали о том, что есть в посёлке некая «городская легенда», которая ссылается к нашествию Батыя на северо-восточные рубежи Руси в 1237–1238 гг. Якобы Батый, после проведённой военной кампании и взятию Рязани, где-то в окрестностях будущего посёлка разрешил своей армии передохнуть, сам же — поднялся на возвышенность и воскликнул: «икша, икша!» (то есть: Красота!). Вот такая версия, ненаучная, но занимательная. А что, вдруг?..
Я же провёл вечер 9 марта в Икше между 5-м и 6-м шлюзами Канала им. Москвы, благодаря которому обеспечивается водоснабжением около 8 миллионов жителей Москвы. Рекомендовано к посещению любителям промышленной архитектуры.
До Икши пришлось ехать от станции Лианозово электричкой 35 минут (на машине было бы дольше из-за диких «пробок», которые возникают на подъездах к Москве во 2-ю половину понедельника, когда многие возвращались с дач в столицу).
Савёловское направление, без сомнений, интересно и познавательно на предмет осмотра исторических достопримечательностей. Особый интерес представляет Канал имени Москвы, что тянется от Дубны до Лобни. На протяжении 80 км вдоль железнодорожной трассы — «разбросаны» старые шлюзы и иные «канальские» здания, скульптуры, строения. Учитывая ту роль, которую Канал играет в жизни Москвы, понимаешь, что по своему значению и масштабу эта рукотворная водная артерия соизмерима с Московским метро.
Посёлок Икша возник в 1889 году при строительстве железной дороги Москва — Дмитров, получил дальнейшее развитие при строительстве канала имени Москвы. В 1939 году поселению был присвоен статус посёлка городского типа.
На шлюз № 6 можно беспрепятственно подняться и даже перейти «на ту» сторону. Ворота шлюза при прохождении судна не распахиваются в стороны (как обычно ожидаешь), а уходят под воду. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на 8 метров.
Строительство шлюза было начато в 1934 году и закончено в 1937 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года, а официально в эксплуатацию он был принят, вместе с Каналом имени Москвы, 15 июля 1937 года.
Перед шлюзом № 5, со стороны Москвы, установлена скульптора «Водный путь» — аналогичная той, что стоит в парке Северного речного вокзала Москвы.
Если и есть доля истины в легенде об Икше, то наверняка здесь хан Батый вдохновлялся подобными живописными видами, мне даже померещился старый исторический земляной вал.
Первоисточник: Записки дилетанта
Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Email комментаторов не публикуется.